Вещи 20 века

В одном из нынешних журналов по архитектуре этот стиль назвали в описании новейших интерьеров «оригинальным и нерастиражированным стилем ар-деко». На самом деле стиль переживает уже не первое возрождение. Т.н. «последний роскошный стиль европейских столиц» снова в моде. В свое время он подарил людям иллюзию красивой и беззаботной жизни, наполненной прекрасными вещами. Возможно, поэтому интерес к ар-деко не утихает до сих пор. Конструктивизм архитектуры Ле Корбюзье, изысканная мебель Рульмана, красочные костюмы Поля Пуаре, элегантные аксессуары Картье и Бушерона, минимализм дизайна школы Баухауза, небоскребы Америки, обтекаемый, агрессивный дизайн машин, интереры «Титаника» – все это считают приметами одного стиля, именуемого эпохой ар-деко.
Но обо всем по порядку, начиная с истории появления этого стиля.
АР-ДЕКО И АР-НУВО
Стили ар нуво и ар-деко часто путают. Изящная чувственность стиля ар нуво царила в искусстве 20 лет, начиная с 1890-х гг. до 1-й мировой войны 1914 г., а стиль ар-деко датируется 1914 — 1938 годами. Ар нуво черпал свои формы в живой природе, вдохновляясь капризными силуэтами и контурами растений, цветов, насекомых, птиц.
Война вытеснила эту чувственность. В искусстве стали использоваться новые технологии и новые материалы, мягкая линеарность уступила место стремительной геометрии. Стиль ар-деко не всегда было принято обозначать как самостоятельный. Его истоки естественным образом трансформировались из стиля ар нуво. Стиль отчасти продолжил традиции ар нуво, вместе с тем на него оказали влияние кубизм, народное американское искусство и дизайн бурно развивавшегося в то время машино- и самолетостроения.
Законы построения жилого пространства в ар-деко следуют тем же принципам, что и обстановка дома в стиле модерн. Его особенностью было и остается наличие композиционного центра интерьера. Как правило, эту роль выполняли гостиная и рабочий кабинет, позволявшие задействовать множество предметов и аксессуаров, на первый взгляд не обладающих особой функциональной значимостью. С одной стороны, ар-деко «ратовал» за очищение от декоративности «растительного» модерна, с другой – конкурировал с эстетикой целесообразности и строгих утилитарных форм.
Для ар-деко, как и для стиля модерн в целом, характерны сложные переходы с этажа на этаж и винтовые лестницы, наличие нескольких уровней в одном и том же помещении и обнаруживаемые внезапно потайные комнаты, замысловатой формы оконные переплеты и обязательно изломанная крыша. Что уж говорить про зимний сад в доме, который считался едва ли не обязательным элементом, или просторную застекленную террасу?
НОВЫЙ СТИЛЬ
Ар-деко, варианты: ар деко, арт деко, арт-деко (фр. art déco букв. «декоративное искусство», название происходит от Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes — «Международная выставка современных декоративных и промышленных искусств (Париж, 1925 г., где демонстрировались последние достижения архитектуры и прикладного искусства) — течение в декоративном искусстве первой половины XX века, проявившееся в архитектуре, моде и живописи.

Термин «ар-деко» возник спустя 30 лет после того, как сам этот стиль захватил Европу и Америку. До шестидесятых об ар-деко во Франции говорится как о «ретро», в Америке оно определяется как «джаз модерн» или «стримлайн модерн». В свое время он назывался — современный стиль, «обтекаемый модерн», шведский, голландский, итальянский, чешский, английский, позднее «стиль Риц». Через несколько лет популярность Ар-деко дошла до Голливуда и появился «стиль звезд», так произошло всемирное признание стиля. Считается, что термин «ар-деко» придумала Hilary Gelson, написавшая для The Times статью, озаглавленную «Ар-деко» и вышедшую в свет 2 ноября 1966 года.
Представлял собой синтез модерна и неоклассицизма. Данное направление пришло на смену конструктивизму. В Европе ар-деко становится популярным вместе с ростом послевоенного строительства, охватывает целые кварталы, где живут состоятельные люди. Стиль возник и развивался в трудные годы «потерянного поколения» между двумя мировыми войнами: времени духовной растерянности, пустоты первых послевоенных лет, предчувствия ужасов 2-й мировой войны, разочарования в современной цивилизации и утраты эстетических идеалов (вспомним произведения Э. Хэмингуэя, У. Фолкнера, Э. М. Ремарка). Альтернативой этим настроениям и стал новый стиль, призванный создавать иллюзию благополучия и «роскошной жизни». Это был последний «шикарный стиль» европейских столиц, сознательно ориентированный в прошлое.
В то же время после 1-й мировой войны подъем индустрии, развитие науки и техники изменили темп жизни, ее стиль, материальное окружение и в целом мироощущение человека. Немыслимая до этого скорость машин, поездов, строительство мощных заводов, появление самолетов, радиоприемников, кинематографа – все это не могло не действовать на сознание художника, рождало новую эстетику промышленного века. Эти годы отмечены необычайной творческой активностью, смелыми новаторскими проектами в области дизайна, поисками новой художественной формы. Отсюда и противоречивые сочетания прогрессивных и классических форм в рамках одного стиля. Некоторые исследователи считают ар-деко вариантом или ранней формой модернизма.
В Италии и Германии элементы стиля ар-деко, соединяясь с формами неоклассицизма, переросли в архитектуру «нового ампира» — стиля третьего Рейха. Ар-деко оказал влияние на художников французского стекольного завода Баккара и английской керамической мастерской Даултон. В России ар-деко проявил себя в работах скульпторов Н. Данько, И. Ефимова, В. Мухиной. «Советский ар-деко» представляли произведения из фарфора, металла, стекла с необычной для того времени обобщенностью и геометризацией формы, а также пышная декоративность набивных ситцевых тканей. В более поздних формах стиль сближается с геометрическим конструктивизмом. Правда в СССР это не стало течением в архитектуре, но все же некоторые образцы позднего ар-деко имеются — многие станции метро в Москве и Санкт-Петербурге выполнены именно в нем.
Стиль проявился в архитектуре коммерческих зданий, мест развлечений и отдыха, например, кинотеатрах и универмагах. Затем он стремительно распространился за море в столицы колоний, а также США. Ар-деко незаметно исчез после подъема массового производства, когда к нему стали относится как к кричащему, безвкусному и поддельно-роскошному. Окончательный конец этому стилю положили лишения 2-й мировой войны.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ
Ар-деко объединил настолько разные явления в искусстве межвоенных лет, что не всегда просто свести их воедино. Потому в среде искусствоведов этот термин окончательно утвердился только в последней четверти ХХ в. Это единственный из стилей, у которого нет четких границ, его создатели черпали свое вдохновение из разных источников. Поль Ириб и Жак-Эмиль Рульманн по-новому увидели стиль Людовика XVI, Жюль Леле «приспосабливал» под европейские вкусы искусство Востока, а для Андре Гру моделью служила мебель эпохи Реставрации. Корбюзье написал об ар-деко: «Его создатели строят шикарный дворец, чтобы показать, как цветочный бутон, украшавший некогда ручку зонтика, красуется теперь на спинке кресла». Стиль представлял широкий диапазон всех возможных форм ретро и был открыт для индивидуальных решений. Здесь можно встретить элементы ампира, этнические африканские и египетские мотивы, соединение находок живописцев-постимпрессионистов, экспрессионистов, сюрреалистов с формами восточного, японского, китайского искусства. Стиль ориентирован на индивидуальное, отрицающее все поточное и соединяющее несоединимое.
Ар-деко вобрал в себя излюбленные темы и мотивы ар нуво: извилистые линии, формы морской волны, раковины, драконов и павлинов, а также лебединые шеи, изображение фантастических существ, стрекоз и бабочек. Вместе с тем не исключалось использование геометрических форм: прямых углов и линий, окружностей и широких плоскостей «чистого» цвета.
Отличительные черты — строгая закономерность, этнические геометрические узоры, роскошь, шик, дорогие, современные материалы. Для стиля характерно использование натуральных материалов. Мебель обтекаемых силуэтов изготовлена из пальмового дерева проко, эбена, палисандра и многослойной фанеры. Для отделки используются бамбук, слоновая кость, перламутр, кокос. Мастера ар-деко любили использовать такие материалы, как алюминий, нержавеющая сталь, серебро, эмаль, инкрустации по дереву, экзотические виды кожи – ящерицы, акулы, ската, крокодила и зебры. Декору была отдана почти автономная роль. Декор был крайне персонализированным (у каждой вещи — свое лицо) и насыщенным, что часто создавало «перенаселенность» предметов в замкнутом пространстве.
Мебель украшалась орнаментом из треугольников, прямых линий, зигзагов, декоративными элементами в виде солнц. Один из самых популярных узоров — египетский полукруг, символизирующий восходящее солнце. Подлокотники кресел составляют единую изогнутую линию с передними ножками, декорируются вставками из меди и бронзы. Кровати украшаются египетскими орнаментами (мотив солнца), вместо столбиков изголовья – статуэтки богов. Каждая вещь созданная в этом стиле превращается в произведение искусства.
Для ар-деко «роскошь» — это не только дорогие материалы, но и визуальное богатство: яркие, насыщенные цвета. Как правило, используется более чем 3 цвета, и это выглядит целостно и неожиданно красиво. На фоне шахматного контраста черного и белого — горящие вкрапления красного и золотого, хромированные предметы интерьера.
Интерьеры ар-деко выглядят не как композиция, а как подборка отдельных предметов, «стильных вещей». Особое место в интерьере занимают мелкие предметы. Скульптуры кабинетного формата, изысканные статуэтки героев античности, танцовщиков, спортсменов. Создаются различные эстетические модели из функциональных бытовых вещей: ваз, часов, светильников, мебели, тканей, изделий из бронзы, стекла, керамики. Не случайно, многие из таких интерьеров назывались «павильон коллекционера», «ателье художника».
В отличие от классической линии модерна, для которой был характерен главным образом флористический декор, ар-деко тяготел к линейным геометрическим формам, которые максимально соответствовали новой эстетике архитектуры и промышленных технологий того времени. С одной стороны, ар-деко «ратовал» за очищение интерьера от декоративности «растительного» модерна, с другой – открыто конкурировал с конструктивизмом, с его эстетикой целесообразности и строгих утилитарных форм.
Для этого стиля традиционными считаются изображения окружностей и других геометрических фигур. Поэтому для напольного покрытия стал идеальным геометрический орнамент из прямых линий с мотивами треугольника и круга.
ФРАНЦИЯ
В 1925 г. в Париже состоялась Международная выставка современных декоративных и промышленных искусств, после нее термин ар-деко стал общеупотребительным. Одними из первых фактуру древесины подчеркнули при помощи перламутра и слоновой кости отец и сын Жайо, чьи предметы были представлены в пяти павильонах Парижской выставки. Тенденция ввода новых материалов — металла и пластмассы — наблюдается в работах семьи уже после 1925 г.
Во Франции проектировщики мебели в большинстве продолжали следовать традициям создания декоративных предметов, используя технику маркетри и другие виды инкрустации из экзотических пород дерева. Если ар нуво был последним проявлением декаданса, то ар-деко говорил о новых временах. В геометрических формах и стремительных линиях он отражал (в основном в изделиях массового производства) прогресс в развитии новых технологий. Традиционные материалы — дерево, стекло, глина — заменялись новыми: прокатным металлом, стальными трубками, зеркальным стеклом, бетоном, клееной фанерой, полудрагоценными камнями. Вершиной ар-деко в дизайне мебели явилось творчество Жака Эмиля Рульмана, в работах которого самые изысканные материалы сочетались с первоклассным мастерством. Функционализм и рационализм в мебели предвоенного периода оставались ведущими направлениями в Европе. Стиль характерен для интерьеров Деламара, архитектурно-дизайнерских разработок Малле-Стевенса, ювелирных изделий фирмы «Картье».
В 20–30-х годах Париж был центром мира керамического искусства. Французскую керамику отличало высокое качество изделий, большая декоративность, стилизованный рисунок. Произведения отдельных мастеров, студий, продукция фабрик внешне вылились в ослепительный поток керамических изделий всех мыслимых цветов, текстур, форм и стилей. При этом обращает на себя внимание большое количество анималистической пластики и декора в керамике этого периода. Многие мастера вдохновлялись мощью, объемными диспропорциями архаического искусства. Анималистическая тема предполагала воплощение в материале различных состояний: стремительного движения, мерного шествия или покоя. Недаром очень популярны в эпоху ар-деко скульптуры львов, бизонов, медведей, пантер. В то же время создаются удивительно изысканные, лиричные образы оленей, ланей, птиц.

Эталоном ар-деко в 1920-е годы были интерьеры первоклассных отелей, дорогих ресторанов и прочих респектабельных общественных мест, в т.ч. дорогой парижский отель Ritz (www.ritzparis.com) на Вандомской площади, отчего стиль именовали еще и «стилем Риц». Это о нем Хемингуэй говорил, что когда представлял себе сцены райской жизни, они всегда происходили именно в этом отеле. В книге «Праздник всегда с тобой» он писал: «Я забираюсь в одну из тех огромных кроватей, которые можно найти в Рице, и голова моя покоится на подушках размером с Цеппелин».
Привожу несколько интерьеров отеля, правда, насколько он сохранил свою идентичность после реставрации Мохаммеда Аль-Файеда (ссылка больше не работает), не могу сказать… Нашла только один старый вид отеля:
Остальное все новое:
Еще несколько интерьеров «Ритца» в виде кликабельных превью:
И просто старая фотография отеля, а также вид на президентский люкс — один из самых дорогих номеров в мире:
Рене Лалик (1860-1945 гг.), один из центральных мастеров 20-30-х годов по стеклу и ювелирным изделиям, получил признание уже на Всемирной выставке в Париже в 1900 г. К 1925 г. его творчество эволюционировало от причудливых изящных форм к более простым геометрическим, с референцией на индейские орнаменты. Его украшения в форме павлинов, морских коньков, стрекоз и мышей, выполнялись из камней со стеклом, эмали и даже пластика. Отдельные произведения были выполнены в десяти цветах и украшены эмалью.
АРХИТЕКТУРА
Мы видим смелое применение зигзагообразных и ступенчатых форм, широких и энергичных кривых линий (в отличие от мягких текучих кривых модерна), мотивов шеврона и клавиш фортепьяно.
Некоторые из этих декоративных мотивов стали повсеместными, например узор клавиш, который встречался в дизайне дамской обуви, батарей отопления, лекционных залов Радио Мьюзик Холла (Radio City Music Hall) и шпиля небоскреба Крайслер билдинг.
В этом стиле охотно оформлялись интерьеры кинотеатров и океанских лайнеров, появление и массовое производство которых совпало по времени с расцветом ар-деко, таких как «Иль де Франс» (Ile de France) и «Нормандия» (Normandie). Даже на декоративных плитках того времени изображались лайнеры:
Нельзя говорить об ар-деко в проектировании как о стиле в полном смысле слова, однако легко заметить, что архитектура 1920-30-х гг. использует достаточно характерный для этой манеры набор приемов: тонкая линия, ведущая свой род от модерна, но более жестко и схематично очерчивающая растительные формы, придающая им угловатость. Здания простых и строгих очертаний, оштукатуренные и покрашенные в светлые цвета, украшались фризами, полосами, изобразительными вставками, выполненными из цемента или песчаника и образующими ритмические композиции.
США
На американцев выставка в Париже 1925 г. произвела сильнейшее впечатление, и владельцы крупных универсальных магазинов «Мейсиз» и «Лорд и Тейлор» решили стимулировать спрос на современную мебель с помощью публичных экспозиций. Их шоу имели в США большой успех и спровоцировали в стране, и в первую очередь в Голливуде, моду на интерпретацию модерна в духе ар-деко. Так родился знаменитый «стиль звезд» 1930-40-х гг. Шуточный рисунок на тему:
Стиль получил в США необыкновенный расцвет из-за качества и количества созданных произведений и того неповторимого отпечатка, который они наложили на городской пейзаж (только в одном Манхэттене насчитывается около 150 небоскребов, возведенных в течение одного десятилетия).
Ар-деко обрел за океаном иное лицо, обратившись к местной архитектурной традиции, от самых архаических ее образов до Чикагской школы, и стал символическим выражением эмансипации от Европы и высокого уровня технологического прогресса Нового мира.
Сразу после посещения парижской выставки несколько ведущих членов Лиги архитекторов Нью-Йорка подписали документ о необходимости архитектуры, точно соответствующей требованиям их страны, но обращающейся к европейскому опыту в поисках технических и стилистических решений. Особенно характерен для ар-деко Крайслер Билдинг, построенный между 1928 и 1930 г. архитектором Уильямом ван Аленом как американский вариант Эйфелевой башни: его очертания стройны и динамичны, высокое и компактное основание постепенно уменьшается и тянется вверх, заканчиваясь башней с шестью полукруглыми ярусами и стальной иглой над ними. Это была передовая с точки зрения технологии конструкция, которая в то же время не отказывается от изысканно-элегантной декоративности.
Использование причудливых орнаментальных, металлических решеток, разнообразного декора из облицовочной керамической плитки отличают Шанин Билдинг, созданный Дж. Слоуном и М.Т. Робертсоном в 1929 г. Гостиница «Уолдорф Астория», по проекту Л. Шультце и Дж. Уивера, представляет собой современный вариант храма с большими куполами и является одним из самых выдающихся произведений ар-деко в США. Высочайшее здание Нью-Йорка Эмпайр Стейт Билдинг также построено в этом стиле:
Стилевым направлением, которое развивалось параллельно и близко примыкало к ар-деко, был Streamline Moderne (название от англ. «streamline» — «линия обтекания», термина из области аэродинамики, характеризующего такие внешние формы машин и механизмов, которые обеспечивают им наилучшую функциональность и скорость при движении или полете).
Это влияние промышленных штамповочных и аэродинамических технологий, произрастающих из массового производства. Потому в произведениях этого стиля заметны очертания самолетов или револьверных пуль — предметов, для которых важны линии обтекания.
Когда дизайн первого автомобиля фирмы Крайслер, пущенного в массовую продажу «Chrysler Air-Flo» в 1933 г. оказался популярным, формы, использующие «линии обтекания» стали использоваться даже для таких предметов, как точилки карандашей или холодильники.
Самая популярная мебель стала выглядеть как обтекаемый автомобиль. Эффект обычно достигался довольно простыми средствами: массивные прямоугольные формы покрывались светлым шпоном красного дерева и бежевым лаком. Плавные силуэты создавались с помощью гнутой фанеры. Ручки делали из бронзы или заменяли их углублениями для пальцев. Популярным было сочетание черного и светлого лака.
Именно такую мебель выбирал Голливуд для съемок интерьеров высшего общества. Такая мебель находилась на печально известном Титанике, подборку интерьеров которого предлагаю здесь:

Интерьеры «Титаника» из фильма
А это настоящая мебель с «Титаника» в наши дни, снятая с борта перед тем трагическим рейсом:
В фильмах того времени видны представительные американские интерьеры 30-х гг. Это рациональный, тяготеющий к графичности так называемый стиль «чикагского кабинета»: мебель и панели из красного дерева с черными лаковыми вставками, солидная кожаная мебель, художественная роспись на тему городских пейзажей Нью-Йорка. Эти интерьеры можно видеть, например и в более позднем сериале о сыщике Ниро Вульфе, который жил как раз в эпоху ар-деко. Обратите внимание на характерную для ар-деко ступенчатость углов стола:
Светильники:
Обивка кресла с рисунком:
Светильник, драпировка занавеси:
Нарочито изломанный рисунок сводов:
Еще пара интерьеров из фильма:
Рисунок галстука Арчи, который, как известно, следил за модой. 🙂
К началу 2-й мировой войны ар-деко в чистом виде сохранился только в Америке, где большинство интерьеров оформлялось в этом стиле.
Кстати, в фильме о Ниро Вульфе также виден отход в сторону от ар-деко:
БАУХАУЗ
Хотя ар-деко был прямым наследником модерна, не забывал он и о классицизме, присматривался к примитивному этническому искусству, учитывал открытия промышленного дизайна. В ар-деко можно выделить два основных направления. Традиционное, для которого важна была красота линий и выразительность дорогих и экзотических материалов с инкрустацией. Модернисты, как представители другого направления ар-деко, применяли достижения индустриальной эры: например, мебель из стальных трубок, что производила фурор — стильно и недорого! Девиз модернистов – «прекрасное в полезном», причем это прекрасное должно быть доступным. Благодаря им в поздних формах стиль сблизился с геометрическим конструктивизмом. Считается, что проектировщики ар-деко — наследники венской архитектурной школы — оказали влияние на формирование программы немецкого Баухауза.
«Стиль звезд» научил человечество ценить эклектику. Ар-деко смешал взятые у модерна цветы с одолженной у конструктивизма геометрией, добавил к ним свою собственную страсть к экзотическим материалам и архаичным культурам и получил формулу роскоши, не потерявшую актуальность до сих пор.
СТИЛЬ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ ВЕКА
Взрывы популярности ар-деко спустя полвека (после мебельного аукциона в Париже в ноябре 1972 года, когда цены на предметы этого стиля неожиданно взлетели вверх) и с 1990-х годов, скорее всего, обусловлены усталостью человека от индустриальной неволи, сухих линий минимализма, оставляющих мало пространства для воображения, в то время как ар-деко наиболее ярко демонстрирует соединение искусства, роскоши и технологии.
Привлекательность Ар-деко прежде всего в его эмоционально-образном психологическом содержании. Этот стиль дает возможность человеку эмоционально отгородиться от всепроникающей индустриализации и, несмотря на тотальность научно-технического прогресса, создавать красивый и уютный частный интерьер. Популярность Ар-деко в начале прошлого века вызвана подавляющим воздействием машинного производства, в наши дни растущей глобализации и информатизации этот стиль привлекает своей способностью помочь человеку защититься от шквала прогресса и суеты проблем, особенно в больших городах.
В период нового противоречивого искусства появилась потребность в спокойном и понятном. Как и в прошлом веке, сегодня Ар-деко доступен не каждому. Этот стиль и сейчас позиционируется как стиль, который предпочитают состоятельные люди. Хотя новые технологии производства делают его доступным все большим слоям населения.
Стиль ар-деко вернулся в Европу в 1990-е и стал весьма популярен. Прогресс в развитии новых технологий открыл эру массового производства мебели. Наряду с оформлением частных домов растет число проектов интерьеров отелей, банков. Традиционные материалы в архитектуре и интерьерах заменялись новыми: прокатным металлом, стальными трубками, зеркальным стеклом, бетоном, клееной фанерой, полудрагоценными камнями.
Сейчас этот стиль переживает очередной взрыв своей популярности, вновь обратив на себя внимание дизайнеров и модельеров. Их привлек авангардистский взгляд на роскошь: простота линий, качество материалов, идеальные пропорции, смелые контрасты и яркие цвета этого стиля. Ориентируясь на ар-деко, создаются интерьеры отелей и ресторанов, бутиков, квартир, вновь вошли в моду «ателье художника», «павильон коллекционера». Ар-деко возрождается не только в оформлении интерьеров, но и в ювелирных украшениях, одежде, рекламной графике.
О том, что такое стиль ар-деко в наши дни, с помощью каких приемов и материалов достигаются его эффекты, надо рассказывать отдельно…
ССЫЛКИ
При подготовке материала использовались следующие источники:

Содержание

Стили мебели XX века

Сейчас не существует чистых стилей, есть только миксы. Но для того, чтобы их создавать, нужно разобраться с основой.

Конец XIX — начало XX в. ознаменовался появлением промышленного подхода к дизайну мебели и отказом от индивидуального проектирования предметов, подходящих к конкретному интерьеру.

Конструктивизм

Первым стилем, который противостоял плавным линиям и обилию цветов буржуазного модерна, стал конструктивизм с его предельной функциональностью. Отказ от любых излишеств и декоративных элементов привёл к тому, что утилитарность предметов мебели была доведена до предела. Рационализм и функциональность, чистые цвета, играющие в контрасте с чёрным и белым, простейшие геометрические формы – вот основные черты конструктивизма.

Функционализм

Функционализм появился в 20 — 30-е годы благодаря новой идеологии немецкой школы дизайна Баухаус. В отличие от конструктивизма, линии и формы мебели в этом стиле могут быть и плавными, и геометричными. Важный момент –назначение предмета мебели и появление двойной функции: диван-кровать, кресло-кровать, столик на роликах и пр.

Минимализм

Но самая высокая степень отказа от декоративности – минимализм. Стерильность, графичность и монолитность предметов. Монохромность в цвете и суперпростые контуры. Минимум предметов мебели.

Ар-деко

Ар-деко, зародившийся после парижской выставки 1925 г., стал стилем для процветающего среднего класса. Он отличается от модерна прямыми вертикальными линиями и овальными формами, обилием металла, стекла и камня, отсылом к декоративному искусству египтян и ацтеков, внешней декоративностью. Это стиль коктейльных вечеринок, джазовой музыки и сиюминутного наслаждения жизнью. В отделке господствуют геометрические орнаменты из многоугольников, овалов и кругов. Предпочтение отдаётся насыщенным цветам в сочетании с золотым или золотисто-коричневым.

Поп-арт

В конце 50-х в противовес абстракционизму в Америке сформировался поп-арт. Представители направления выбрали своей целью «возвращение к реальности, определённой идеями, зародившимися в масс-медиа». Интерьер в стиле поп-арт – это яркие цвета, новые технические материалы и приёмы, подсмотренные в области промышленного дизайна и рекламы: пластиковая мебель, повторяющиеся элементы, фотографии и постеры. Для мебели также характерны яркие цвета и блестящие покрытия. Здесь будут актуальны типичные для 60-х диваны и кресла округлых форм, объёмные пуфы и небольшие столики.

Постмодернизм

Постмодернистская мебель ассиметрична и многофункциональна. Символическое значение объекта столь же важно, сколь и его практический смысл. Стиль отличается уходом от монохромности и рациональных форм.

Есть три принципа постмодернизма, которые стоит запомнить: обращение к контексту, аллюзии и орнаментализм.

Хай-тек

Мебель сохраняет правильность форм и геометричность изгибов. Это полное пренебрежение декоративными элементами и фурнитурой. Редко предметы мебели в стиле хай-тек изготавливаются из натуральных материалов. В основном это стекло, сталь и пластик, а также хромированные детали. В мягкой мебели уместна только максимальная простота форм и однотонная обивка.

Лофт

Когда старые кирпичные склады и помещения производственного назначения начали преобразовывать в жилые или коммерческие, появился стиль лофт. Его интерьеры отличаются тем, что в них нет внутренних перегородок. Это способствует совершенно уникальному способу организации пространства, где помещение зонируют предметы мебели.

Для этого стиля характерна лаконичная или выразительная дизайнерская мебель ярких цветов. Используется несовместимое на первый взгляд сочетание дерева, пластика и металла.

Футуризм

Футуризм «вдохновлён» научно-фантастической литературой и кинематографом. Гладкие обтекаемые поверхности, монохромность, обилие света, искривление пространства интерьера и отсыл к фрагментам космического корабля будущего.

Неоклассика

Стиль, основанный на традициях, но облегчённый и более сдержанный в деталях. Если это диван, то в его форме будет лишь угадываться исторический контекст и не будет никаких излишеств, если это кухня, то филёнки на её дверцах будут максимально лаконичны и т.д. Мебель этого стиля легко впишется в формат лофта или скандинавского интерьера.

Мы разобрали лишь основные стили XX века, которые могут оказать влияние на формирование идеи интерьера. Очень надеемся, что это поможет вам при выборе мебели или деталей интерьера.

Интерьер, стилизованный под квартиру начала ХХ века

Владельцы этой элегантной квартиры — супружеская пара, взрослые люди, уже вырастившие детей (которые живут отдельно и иногда приезжают в гости). На момент покупки это была типичная петербургская коммуналка. Её достоинства были очевидны: много окон с видом на Большой проспект, два камина, великолепный эркер в одной из комнат, старинная лепнина. «Пришлось расчищать пространство старой коммуналки, — вспоминает автор проекта Татьяна Снежкина. — Мы убирали перегородки, выравнивали перепады уровней, возникшие в «коммунальную» эпоху, «раскрывали» заложенные проёмы».

Гостиная–столовая — светлое помещение с обилием окон. Рамы и подоконники — из светлого дерева, и это тоже часть концепции

Гостиная–столовая — светлое помещение с обилием окон. Рамы и подоконники — из светлого дерева, и это тоже часть концепции

Кроме того, проверили дымоходы (один оказался работающим), санузел, который изначально был раздельным, сделали совмещённым, продумали системы хранения. Плюсом стало то, что в квартире уже была кладовая. «У хозяев было много вещей, в частности много книг, и это потребовало организации мест для хранения, — говорит автор проекта. — А в доме шестнадцать (вдумайтесь в эту цифру) окон! Конечно, они отнимают место у стен, то есть мест, где можно было бы сделать шкафы, совсем немного». Тем не менее с этой проблемой справились, поставив книжные шкафы в гостевой комнате (функционально это гостевая–кабинет–библиотека), а также в гостиной. Почти чёрные шкафы простой формы перекликаются по стилю и цвету со столь же лаконичными дверными проёмами. Лаконизм стал объединяющим фактором для разных по времени и стилю предметов, вот почему современные вещи так хорошо вписались в концепцию дома с историей.

А история у дома и, шире, у этого места — богатая. Татьяна, приступая к работе над интерьером, изучила её в тонкостях. Она рассказала, что в начале XIX века участок между 19‑й и 20‑й линиями (где в настоящее время стоит дом) принадлежал переводчику Черевину. Здесь проводила собрания масонская ложа, участие в которой принимал вице–президент Академии художеств А.Ф. Лабзин. Позже, в 1911–1912 годах, на этом месте был возведён шести­этажный доходный дом в стиле модерн по проекту видного столичного зодчего А.Ф. Барановского.

Квартиры в доходных домах начала XX века имели характерную планировку, которую горожане метко прозвали «гребёнка»: длинный коридор и комнаты, ориентированные на одну сторону. Конструкции под потолком, похожие на балки, —это дымоходы

Квартиры в доходных домах начала XX века имели характерную планировку, которую горожане метко прозвали «гребёнка»: длинный коридор и комнаты, ориентированные на одну сторону. Конструкции под потолком, похожие на балки, —это дымоходы

«Квартира имеет соответствующий экстерьеру оригинальный декор, — объясняет Татьяна Снежкина. — Ла­коничную гипсовую лепнину, два типовых для того времени камина и печь Раккола­ниок­ского гончарного завода».

В гостиной — старинная печь Ракколаниокского гончарного завода, бережно отреставрированная и работающая: в квартире сохранились дымоходы. (Завод был закрыт в 1930 году.) Исторический паркет был утрачен. Вместо него положили новый, классическую «ёлочку»

В гостиной — старинная печь Ракколаниокского гончарного завода, бережно отреставрированная и работающая: в квартире сохранились дымоходы. (Завод был закрыт в 1930 году.) Исторический паркет был утрачен. Вместо него положили новый, классическую «ёлочку»

После расчистки стало ясно, что все новые элементы интерьера должны быть подчинены мощно выявившейся теме парадной квартиры начала XX века. Новые детали при этом не стали исторической стилизацией. Широкий паркет, строгие двери с текстурным стеклом, декоративные светильники, мелкий геометрический рисунок обоев и глубокие, спокойные цвета — всё это выглядит современно и актуально, создаёт игру контекстов — культурных и исторических. Такая атмосфера интерьера вне времени — это не просто модно, это ещё и психологически комфортно.

В этой квартире две спальни—женская и мужская. Женскую спальню спроектировали в комнате с эркером, а в нём устроили зимний сад. Угловой эркер с башенкой — украшение дома, выполненного в сдержанной «петербургской» стилистике модерна (в отличие от более вычурных зданий в духе северного модерна, отмечает Татьяна Снежкина). Интерьер столь же сдержанный и элегантный: лаконичная лепнина, почти аскетичные переплёты остекления. Люстра и торшер в спальне хозяйки, Serge Mouille

В этой квартире две спальни—женская и мужская. Женскую спальню спроектировали в комнате с эркером, а в нём устроили зимний сад. Угловой эркер с башенкой — украшение дома, выполненного в сдержанной «петербургской» стилистике модерна (в отличие от более вычурных зданий в духе северного модерна, отмечает Татьяна Снежкина). Интерьер столь же сдержанный и элегантный: лаконичная лепнина, почти аскетичные переплёты остекления. Люстра и торшер в спальне хозяйки, Serge Mouille

Автор проекта Татьяна Снежкина резюмирует: «Хозяева выбрали эту квартиру неслучайно: им нравились сам дух этого места и характерные черты «дома с историей». Шестиэтажный дом по проекту зодчего А.Ф. Барановского был построен в 1911–1912 годах. Работая над интерьером, я постаралась максимально бережно отнестись ко всему, что имеет историческую ценность».

Кухня — строгое, почти монохромное пространство. Это вид со стороны коридора. Напротив обеденного стола (справа за шкафом) — распашные двери, за которыми находится яркая бирюзовая гостиная–столовая

Кухня, Yavid

Кухня — строгое, почти монохромное пространство. Это вид со стороны коридора. Напротив обеденного стола (справа за шкафом) — распашные двери, за которыми находится яркая бирюзовая гостиная–столовая

Кухня, Yavid

20 вещей из прошлого, глядя на которые сложно понять, что это такое

В современном мире регулярно создаётся что-то новое, новомодные гаджеты вытесняют устаревшие аналоги, а глядя на некоторые вещи из прошлого, о которых уже все забыли, практически невозможно понять для чего они применялись. Многие из этих предметов преобразовались в нечто новое, в то время как другие канули в лету за ненадобностью современному человеку. В любом случае очень интересно и познавательно взглянуть на вещи наших предков и узнать для чего же они применялись.

Костюм для охоты на медведя

Эта странноватая конструкция, превращающая человека в подобие рыбы-шара, — костюм сибирского охотника на медведей или смельчака, участвующего в борьбе с медведем. Для охоты в одиночку такая «кольчуга», конечно, была тяжеловата: сложно представить, что в этом наряде человек мог бы свободно передвигаться и уж тем более быстро бегать. Но когда такой необходимости не было (например, на боях или когда на охоту ходили группой), костюм хорошо защищал от медвежьих укусов и ударов лапой.

Бельгийский вариант порохового тестера

Самый ранний аппарат для проверки силы ружейного пороха из тех, о котором есть запись, был изобретен Берном в 1578 году. Это небольшой цилиндр с прочно прилегающей крышкой на петле. Порох взрывался внутри и угол, на который крышка поднималась, как считалось, указывал силу пороха.

Уксусница

Как хорошо известно из литературы XIX века, дамы тех времен поминутно падали в обморок. Однако зачастую причиной обмороков был отнюдь не избыток чувств, а слишком тесные корсеты, испарения от обоев (часто в составе краски содержался мышьяк или свинец, что приводило к отравлениям) или попросту ужасные запахи на улицах городов, не знавших канализации.

Поэтому дамы носили с собой бутылочки с нюхательными солями или же небольшую уксусницу, в которой находилась ватка, смоченная в уксусе или нашатыре. При первом же ощущении недомогания полагалось открыть крышечку и сделать вдох.

Почтовый ящик

Применять почтовые ящики для обмена письмами стали моряки в XVI веке. Морской путь из Европы в Индию был долгим и опасным, и таким образом мореходы сообщали доверенным адресатам о количестве людей на судне, направлении и цели путешествия.

Мыс Доброй Надежды у южной оконечности Африки стал местом обмена письмами. Послания помещали в ящики и прятали в условленных местах, маскируя их под камни для того, чтобы посторонний не мог найти записки. Проплывающие мимо корабли заходили в бухту и забирали записи из тайника, оставляя взамен свои.

Жетоны для получения услуг в борделях Дикого Запада

Такими жетонами расплачивались в борделях за пикантные услуги в XIX веке в США. Использование жетонов было удобным для владельцев заведений — это сводило к минимуму возможность женщин оставить себе побольше денег и раскрутить клиента в процессе.

Это разновидность кредитной карты

Зарубки о взятом в долг товаре одновременно делались на обеих палках. Одну хранил покупатель, другую — продавец, что исключало мошенничество. Когда долг погашался, палки уничтожали.

Позорная флейта, или шандфлёте

Использовалась в Германии в XVI–XVII веках для публичного унижения плохих музыкантов, а также в качестве наказания за незначительное нарушение законов: клевету, сквернословие, ересь и богохульство. Свое название «инструмент» получил за вид, напоминающий флейту. Изготавливали шандфлёте из разных пород фруктовых деревьев.

Металлическое кольцо надевалось на шею, пальцы вставлялись в зажимы. Чем тяжелее вина, тем сильнее сжимали планки. Наказание усугублялось тем, что несчастного выставляли у позорного столба перед глумящейся толпой. Выглядело все так, будто несчастный играет на флейте, а болевые ощущения, которые он испытывал, вызывали смех и восторг публики. Иногда пытка могла длиться несколько дней.

Набор охотника на вампиров

Внушающий страх чемодан выглядит так, будто его изъяли у маньяка или забрали на память со съемок очередного голливудского фильма о вампирах. Но на самом деле такой набор — не бутафория и не аксессуар на Хеллоуин, а вполне реальная вещь из жизни наших предков.

Ловец слёз или слёзница

Небольшой сосуд с узким горлышком сделан так, чтоб можно было прижимать его прямо к уголку глаза. Его назначение — сбор слез, а история насчитывает более трех тысячелетий.

Сосуды для слез были популярны, например, в Персии: мужчины, возвращавшиеся после боя домой, первым делом проверяли слезные бутыли своих жен, чтобы определить, сильно ли они скучали.

Перстень-оборонитель

В Викторианскую эпоху, когда качество и количество освещения на улицах крупных городов оставляло желать лучшего, преступления на улицах были обычным делом. Поэтому для обеспечения своей безопасности викторианцы придумывали разнообразные устройства.

С помощью двух маленьких кнопок в перстне откидывались острые лезвия — и перевес в уличной борьбе тут же оказывался на стороне его обладателя.

Мортсейф

Мортсейфами называли стальные или чугунные решетки-колпаки, которые надевались на гробы.

В начале XIX столетия с развитием медицины и анатомии в Англии и Шотландии возникла большая потребность в трупах для препарирования. Но в богобоязненном викторианском обществе царила стойкая неприязнь к захоронениям не по правилам: даже кремация была встречена как нечто совершенно ужасное, сатанинское и чудовищное.

«Заводная канарейка» или механический имитатор пения птиц

В конце XIX века производить механические шкатулки с голосами птиц начал Блез Бонтем, а затем его дело продолжили сын Шарль и внук Люсьен, совершенствовавшие механизм уже в XX веке — их производство работало вплоть до 1950-х годов.

Ловушка для блох

Внутрь закручивающихся блохоловок в качестве приманки клали небольшой кусочек ткани, пропитанный медом, кровью, смолой или душистыми веществами. Заползшее внутрь насекомое прилипало к приманке. Блохоловки носили под париками и внутри женских причесок, под одеждой и на шее, словно подвеску, а также ставили в спальне у кровати. Вылавливание блох было делом повседневным и в какой-то степени даже эротическим.

Женщины на этих фигурках показывали врачу, где именно у них болит

Врачами в прошлом были только мужчины, и им запрещалось непосредственно касаться высокопоставленных пациенток. Поэтому для диагностики использовались специальные куклы. Их делали из слоновой и мамонтовой кости, дерева и даже из перламутра высотой 10–25 см.

Интересная деталь: на некоторых китайских куклах видны бинты для формирования маленькой ножки. Приносил ли куклу врач или у дам были собственные, историки пока точно установить не могут.

Это стригиль или попросту скребок для очищения тела

Во времена древних римлян, когда не было мыла, гелей для душа, шампуней, скрабов и прочих достижений химии, всю грязь, пот и пыль с тела соскребали такими скребками.

Тостер

Тостеры в XIX веке были крайне популярны и оттого воплощались в самых разнообразных конструкциях: например, у некоторых особенно дорогих моделей была керамическая сердцевина, нагревающаяся более равномерно, двойные стенки и съемные «дверцы», чтобы было легче чистить внутренности устройства, а также две снимающиеся проволочные подставки, чтобы класть туда кусочки хлеба для подогрева или для того, чтобы свежий тост не так быстро остывал.

Модели попроще представляли собой просто жестяную пирамиду с дырочками в боковых панелях в качестве корпуса — под пирамидой тлели угли и тем самым поджаривали прислоненные к панелям куски хлеба.

Извлекатель пуль

Строение извлекателя довольно простое: в полой длинной трубке находится нечто вроде отвертки, её с помощью винтов опускают в рану, нащупывают пулю, подцепляют и вытаскивают.

Несмотря на свою кажущуюся пользу, извлекатель пуль зачастую приносил куда больше бед, чем облегчения: анестезии и антисептиков в те времена практически не было, поэтому многие пациенты умирали от болевого шока, а другие — от занесенных инфекций.

Дымная клизма

Устройство её было крайне простым: дымная клизма была похожа на обычную, но вместо груши у нее были меха из свиного желудка, которые подавали табачный дым в задний проход больного. Табак считался неплохим средством от сонливости и простуды и его даже прописывали больным. Такая процедура, как считалось, должна была помогать при болях в желудке, а также оживляла утопленников. Считалось, что дым высушивает всю лишнюю влагу в теле.

Держатель для мелочей или шатлен

Шатлен (в русском языке такого слова толком и нет, если переводить дословно — «связка хозяйки дома»; в английском произношении — шателен) представлял собой декоративную связку мелочей, крепившуюся на пояс. С этой связки свисало внушительное количество цепочек, на которые, в свою очередь, крепились разные мелочи, которые могли бы понадобиться хозяйке дома и должны были всегда быть под рукой: ключи, наперстки, часы, ножницы, печать, уксусница (на случай, если станет плохо).

Всем привет. С Вами Игорь Мухаренко, и сегодня я хочу напомнить читателям портала Эксперимент, как раньше мы жили. А точнее, хочу представить вашему вниманию список вещей, без которых мы раньше не представляли, как жить. Итак, Красная книга вещей двадцатого века.
1. Логарифмическая линейка
Ею должен был пользоваться каждый школьник как вычислительным прибором: ею можно вести подсчеты, находить синусы и тангенсы и тому подобное. В настоящее время подобные функции предусмотрены в каждом компьютере и калькуляторе. Поэтому логарифмическая линейка исчезла из массового спроса, оставшись разве только нишевым инструментом отдельных профессионалов.
2. Будильник
Раньше был механическим, заводился вручную. Ресурса хватало примерно на сутки, потом снова надо было напрягаться и накручивать пружину. По закону экономии усилий («лень — мать прогресса») победили электронные и дешевые будильники китайского производства.
3. Шприц
Стеклянный, многократный, он использовался в медицине десятилетиями. Его долго надо было кипятить после укола и перед тем, как он снова становился пригоден к очередному использования. На смену ему пришли одноразовые шприцы, гигиеничнее и намного дешевле.
4. Диапроектор
Эта прекрасная вещь была в каждом детском саду: с его помощью крутили «фильмы»-сказки. То есть, изменяя статические картинки, сказки детям рассказывала в темноте воспитательница, читая с экрана субтитры. Хотя и в наше время, ещё есть возможность диапроектор купить в Москве. После развлекательную функцию взяли на себя видеоплееры, а диапроектор трансформировался в средства бизнес презентаций.
5. Бобинный магнитофон

Это было массовым аудиозаписывающим устройством. Звук писался на ленту, которая крутилась на бобинах. Устарел морально, когда пришли портативные кассетные магнитофоны.
6. Магнитная кассета
Это, по сути, те же две бобины, но портативные, предназначенные для записи звука в кассетных магнитофонах и которые становились в следующих модификациях все меньше, измельчали до микрокассет, пока их не победили цифровые носители, форматы CD и DVD.
7. Видеомагнитофон
Позволил познакомиться с продукцией Голливуда задолго до того, как их существование признали в СССР на официальном уровне. Изображения считывалась с пленки видеокассеты. Но и здесь цифровые технологии, компактные и надежные, взяли верх.
8. Компьютерные дискеты

Появились вместе с компьютерами, как переносные носители информации — сначала пяти, затем трехдюймовые. Но их быстро вытеснили гораздо более емкие и портативным флешки.
9. Врун
Так еще называют радиоприемник проводного вещания. Почти исчез из употребления из-за того, что требует специально смонтированной разветвленной по всей стране сети, которую надо обслуживать. Зато массово пришли в быт эфирные FM-приемники.
10. Пейджер
Еще в июле 2010 года многие пользовались пейджерами, но уже в августе, по данным Госкомстата, доходы от услуг пейджинговой связи стали равны нулю. Эта коробочка становится ненужной из-за возможности отправлять SMS с мобильного телефона или затем писать сообщения в аську. Затем наши люди узнали, что такое скайп.

Ключевые слова: ТОП 10 вещей двадцатого века,Логарифмическая линейка,Будильник,советский,Шприц,диапроектор,пейджер,дискета,кассета,видеомагнитофон,бобинный магнитофон

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *