В огромном городе можно найти уголки

Паронимы — это слова, близкие по звучанию, но различающиеся (частично или полностью) значением.

Иногда в нашей речи встречаются слова, похожие по звучанию, но различающиеся оттенками значения или вовсе разные по семантике. Среди лексических ошибок, вызванных незнанием точного значения слова, наиболее часто встречаются ошибки, связанные с неразграничением, или смешением паронимов.

Греческий по своему происхождению лингвистический термин «пароним» буквально значит «одинаковое имя»: греч. para — одинаковый , onyma — имя.

Паронимами можно назвать как однокоренные, так и близкие по звучанию слова, которые при всей своей похожести всё же различаются оттенками значения или обозначают разные реалии действительности.

В «Методических рекомендаций ФИПИ» отмечается:

«Анализ выполнения задания 5 показал, что сложность для 40% испытуемых составляет не только распознавание ошибки, допущенной при употреблении паронимов, но и подбор соответствующего контексту паронима для редактирования примера с ошибкой, что обнаруживает узость словарного запаса экзаменуемых.» В помощь учащимся в подборе слов-паронимов ежегодно издаётся «Словарик паронимов». Он не зря называется именно «словариком», так как «Словари» содержат тысячи слов-паронимов. Включённый в состав словарика минимум будет использоваться в КИМах, но ведь выучить паронимы для задания 5 — это не самоцель. Эти знания позволят избежать многочисленных речевых ошибок в письменных работах.

Обращаем внимание на то, что в заданиях РЕШУЕГЭ есть задания прошлых лет, и в них встречаются слова не из этого списка.

Записывайте слово в той форме, что требуется в предложении. Это требование основано на том, что в правилах заполнения бланков указано: если кратким ответом должно быть слово, пропущенное в некотором предложении, то это слово нужно писать в той форме (род, число, падеж и т. п.), в которой оно должно стоять в предложении.

Словарик паронимов ЕГЭ. Русский язык. 2019 год. ФИПИ.

Абонемент — абонент

Артистический — артистичный

Бедный — бедственный

Безответный — безответственный

Болотистый — болотный

Благодарный — благодарственный

Благотворительный — благотворный

Бывший — былой

Вдох — вздох

Вековой — вечный

Великий — величественный

Восполнить — дополнить — заполнить — наполнить — переполнить — пополнить

Враждебный — вражеский

Выбирая — избирая

Выгода — выгодность

Выдача — отдача — передача — раздача

Выплата — оплата — плата — уплата

Выплатить — заплатить — оплатить — отплатить — уплатить

Вырастить — нарастить — отрастить

Выращивание — наращивание — отращивание

Высокий — высотный

Гарантийный — гарантированный

Гармонический — гармоничный

Глинистый — глиняный

Годичный — годовалый — годовой

Гордость — гордыня

Гуманизм — гуманность

Гуманистический — гуманитарный — гуманный

Двоичный — двойной — двойственный — двоякий — сдвоенный — удвоенный

Действенный — действительный — действующий

Деловитый — деловой — дельный — деляческий

Демократичный — демократический

Диктант — диктат

Дипломант — дипломат

Дипломатический — дипломатичный

Длинный — длительный

Добротный — добрый

Доверительный — доверчивый

Дождевой — дождливый

Драматический — драматичный

Дружеский — дружественный — дружный

Единичный — единственный

Желанный — желательный

Жестокий — жёсткий

Жизненный — житейский

Жилищный — жилой

Загородить — огородить — оградить — отгородить — перегородить

Занизить — понизить — снизить

Заплатить — оплатить

Заполнить — наполнить — переполнить

Заполнен — наполнен — переполнен

Зачинатель — зачинщик

Звериный — зверский

Звуковой — звучный

Зрительный — зрительский

Изобретательный — изобретательский

Информативный — информационный — информация —информированность

Иронический — ироничный

Искусный — искусственный

Исполнительный — исполнительский

Исходный — исходящий

Каменистый — каменный

Комфортабельный — комфортный

Конный — конский

Коренастый — коренной — корневой

Костный — костяной

Красочный — красящий — крашеный

Лакированный — лаковый

Ледовый — ледяной

Лесистый — лесной

Личностный — личный

Микроскопический — микроскопичный

Мороженый — морозильный — морозный

Надеть — одеть

Наличие — наличность

Напоминание — упоминание

Невежа — невежда

Нестерпимый — нетерпеливый — нетерпимый

Неудачный — неудачливый

Обвинённый — обвинительный

Обрывок — отрывок

Обхватить — охватить

Ограничить — отграничить — разграничить

Оклик — отклик

Органический — органичный

Отборный — отборочный

Отклонение — уклонение

Отклоняться — уклоняться

Отличать(-ся) — различать(-ся)

Отличие — различие

Памятливый — памятный

Перетерпеть — претерпеть

Покупательный — покупательский — покупной

Популистский — популярный

Почтенный — почтительный — почётный

Практический — практичный

Предоставить — представить

Представительный — представительский

Признанный — признательный

Продуктивный — продуктовый

Производительный — производственный — производительность

Просветительский — просвещённый

Публицистический — публицистичный

Пугливый — пуганый

Раздражение — раздражительность

Ритмический — ритмичный

Романтический — романтичный

Скрытный — скрытый

Словарный — словесный

Сопротивление — сопротивляемость

Соседний — соседский

Сравнимый — сравнительный

Сценический — сценичный

Технический — техничный

Удачливый — удачный

Униженный — унизительный

Фактический — фактичный

Хищнический — хищный

Царский — царственный — царствующий

Целый — цельный — целостный

Экономический — экономичный — экономный

Эстетический — эстетичный

Этический — этичный

Эффективный — эффектный

Эффективность — эффектность

Минздрав готовится к возможному распространению в России коронавируса

Смотрите такжеРоссия ограничила въезд иностранцев из Китая Вспышку нового вида пневмонии обсудили на заседании комитета Госдумы, где выступил замглавы Минздрава. Сергей Краевой отметил, ведомство не может прогнозировать развитие заболевания в России, но готовится к возможной масштабной инфекции.

Как кормят россиян, эвакуированных из зоны заражения коронавирусом

Как кормят россиян в карантине под Тюменью На видео видно, что ужин для эвакуированный из Китая россиянки приносит прямо в комнату женщина, одетая в защитную медицинскую одежду – спецхалат, бахилы, шапку, маску, очки. На руках женщины резиновые перчатки.

Уязвимость в WhatsApp позволяла хакерам красть пользовательские данные

Исследователь кибербезопасности Гэл Вайзман сообщил об обнаружении очередной уязвимости в мессенджере WhatsApp. Речь идет о бреши в системе безопасности мессенджера, которая позволяла злоумышленникам получить доступ к личным данным жертвы через десктопную версию — как для Windows, так и для MacOS.

Смартфон Samsung Galaxy M31 получит камеру с 64-Мп сенсором

В распоряжении сетевых источников оказалась новая порция неофициальной информации о смартфоне среднего уровня Galaxy M31, который готовит к выпуску южнокорейская компания Samsung. Сообщается, что в оснащение аппарата войдёт многомодульная основная камера.

В Твери достроили дом для обманутых дольщиков

Министерство Тверской области по обеспечению контрольных функций провело работу, направленную на завершение строительства объекта, подключения дома к инженерным сетям. Это не первые дома для обманутых дольщиков, которые были достроены в Твери.

В 2020 году рынок торговых центров в Москве вырастет на 325 000 кв.м

Аналитики отмечают, что средняя площадь новых торговых объектов продолжает сокращаться: если в 2019 году этот показатель составлял 25 тысяч квадратных метров, по по результатам 2020 года он сократится до 14 500 кв.м. На московском рынке отмечается дефицит качественных площадок под строительство крупноформатных торговых центров.

Мурманские рестораны отказываются пускать китайцев

Местные рестораны, напуганные распространением коронавируса, отказываются обслуживать гостей из Поднебесной. Об этом СеверПост рассказали в одной из туристических компаний, которая накануне пыталась накормить китайцев в ресторане Las Galletas.

Отели ОАЭ выпускают спецпредложения — скидки достигают 20%

Отели Дубая предлагают скидки максимум 20%. Есть и другая проблема — китайские туристы, которые успели выехать из страны, не спешат возвращаться.

ЗАДАНИЕ 19 ЕГЭ (2016 год): РАССТАНОВКА ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОПОДЧИНЁННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ.

Особенности выполнения задания 18.

Цель задания:Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния: ука­жи­те все цифры, на месте ко­то­рых в пред­ло­же­нии долж­ны сто­ять за­пя­тые. При такой формулировке ответ может содержать как одну, так и более цифр. Написание ука­жи­те все цифры(У) очень сильно облегчает задание и делает его более лёгким, чем остальные. Поэтому на РЕШУЕГЭ формулировка будет только такой.

От учащихся требуется проявить умение расставлять знаки препинания в сложноподчинённом предложении.

При этом в 100% случаев модель предложения одна: это сложноподчинённое предложение с придаточным определительным с союзным словом который. Почему именно такой тип? Видимо потому, что именно в предложениях с данным союзным словом учащиеся не видят границ предложения, следуя правилу начальной школы «Перед словом «который» ставь запятую». Такого правила нет.

Для выработки навыка осмысленной постановки знаков препинания необходимо:

1. Понимать, что такое СПП , для этого обратимся к разделу Справки ;

2. Уметь определять основы главного и придаточного предложений;

3. Понимать, что союзное слово который далеко не всегда стоит в начале придаточного предложения и оно может быть в разном роде, числе падеже, с предлогом или без, что перед ним могут стоять другие члены придаточного предложения;

4. Учитывать, что главное предложение может быть осложнено однородными членами, в частности, сказуемыми;

5. Иметь в виду, что иногда в главном предложении могут быть причастные обороты, необособляемые запятыми, и искать запятую для их обособления не нужно. Таких запятых просто не будет.

Рассмотрим предложения из каталога РЕШУЕГЭ. Начнём с самых простых.

Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния: ука­жи­те все цифры, на месте ко­то­рых в пред­ло­же­нии долж­ны сто­ять за­пя­тые.

Мо­гу­чая даль­не­во­сточ­ная тайга (1) уди­ви­тель­ной кра­со­той (2) ко­то­рой (3) мы лю­бо­ва­лись (4) пред­став­ля­ла без­бреж­ный зе­ле­ный океан.

Как видно из разбора по членам предложения, в придаточном от основы ставятся вопросы ко второстепенным членам, и это одно предложение. Грубой ошибкой было бы не заметить, что слова «удивительной красотой» входят в придаточное, ведь смысл предложения в том, что любовались красотой, а не тайгой вообще.

Верный ответ 1 и 4.

В сти­хо­тво­ре­нии (1) Пуш­кин вспо­ми­на­ет своё двух­лет­нее из­гна­ние и няню (2) шагов (3) ко­то­рой (4) он уже ни­ко­гда не услы­шит.

, какую? (шагов ко­то­рой он уже ни­ко­гда не услы­шит.)

Придаточное стоит после главного, дополнение «шагов» уточняет, что не услышит автор именно их, но они принадлежат той няне, что названа словом «которой».

Ответ 2.

Более сложный случай — предложение очень распространённое.

Го­род­ское и сель­ское ду­хо­вен­ство (1) от­дель­ные пред­ста­ви­те­ли (2) ко­то­ро­го (3) ещё до ре­во­лю­ции про­яв­ля­ли себя как ин­тел­ли­ген­ты (4) в какой-то мо­мент снова вы­де­ли­ло из своей среды ряд за­ме­ча­тель­ных пред­ста­ви­те­лей ин­тел­ли­ген­ции.

Го­род­ское и сель­ское ду­хо­вен­ство, какое?(от­дель­ные пред­ста­ви­те­ли ко­то­ро­го ещё до ре­во­лю­ции про­яв­ля­ли себя как ин­тел­ли­ген­ты), в какой-то мо­мент снова вы­де­ли­ло из своей среды ряд за­ме­ча­тель­ных пред­ста­ви­те­лей ин­тел­ли­ген­ции.

Запишем два предложения отдельно, заменив слово «которого» на «духовенство».

Го­род­ское и сель­ское ду­хо­вен­ство в какой-то мо­мент снова вы­де­ли­ло из своей среды ряд за­ме­ча­тель­ных пред­ста­ви­те­лей ин­тел­ли­ген­ции. От­дель­ные пред­ста­ви­те­ли духовенства (=ко­то­ро­го) ещё до ре­во­лю­ции про­яв­ля­ли себя как ин­тел­ли­ген­ты.

Следует обратить внимание на предложения, в которых главная часть имеет однородные члены.

Отец и мать Грея были не­воль­ни­ка­ми (1) бо­гат­ства и за­ко­нов того об­ще­ства (2) по от­но­ше­нию (3) к ко­то­ро­му при­ня­то го­во­рить «выс­шее» (4) и сво­е­го по­ло­же­ния в нём.

Отец и мать Грея были не­воль­ни­ка­ми бо­гат­ства и за­ко­нов того об­ще­ства, какого того?(по от­но­ше­нию к ко­то­ро­му при­ня­то говорить «выс­шее»), и сво­е­го по­ло­же­ния в нём.

Верный ответ 2 и 4.

Вариант 3 Русский ЕГЭ 2018

Вариант 3

Прочитайте текст, выполните задания 1 – 3

(1)Гибель Западной Римской империи в эпоху раннего Средневековья повлекла за собой разрушение храмов, роскошных загородных вилл, разгром целых городов, утрату многих произведений изобразительного искусства, уничтожение письменных памятников прошлого и, как следствие, упадок культуры в целом. (2) наследие античной цивилизации, обращённой в прах, не исчезло бесследно. (3)В основе новой культуры лежал синтез традиций романских, кельтских, германских народов и ряда достижений античной культуры, а христианство стало тем фактором, который облегчил постепенное объединение столь разных культур в единую культуру средневековой Европы.

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Гибель Западной Римской империи в эпоху раннего Средневековья привела к упадку и разрушению великой культуры, созданной античной цивилизацией.

2) На основе античной культуры, почти разрушенной в эпоху раннего Средневековья, и традиций романских, кельтских и германских народов, объединённых христианством, образовалась новая европейская культура.

3) Наследие погибшей Западной Римской империи в сочетании с традициями романских, кельтских и германских народов и объединяющей силой христианства стало основой новой европейской культуры Средневековья.

4) Христианство стало главной объединяющей силой в период упадка новой культуры европейского Средневековья, формировавшейся на основе традиций кельтских, романских и германских народов.

5) Гибель Римской империи была закономерной, так как античная цивилизация должна была уступить место более сильным традициям романских, германских и кельтских народов.

2. Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетания слов).

Кроме того, Между тем Потому Дело в том, что Так что

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова КУЛЬТУРА. Определите, в каком значении это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

КУЛЬТУРА, -ы, ж.

1) Совокупность достижений человечества в производственном, общественном и духовном отношении. История культуры.

2) То же, что культурность. Человек высокой культуры.

3) Разведение, выращивание какого-н. растения или животного. К. шелкопряда.

4) Высокий уровень чего-н., высокое развитие, умение. К. речи.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

свЕрлит

оптОвый

мозаИчный

зАгнутый

донЕльзя

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите это слово правильно.

Глобальные перемены предстоит ПРЕТЕРПЕТЬ всему европейскому миру.

Если костюм на вас чуть мешковат, то это недостаток чисто ЭТИЧЕСКИЙ, он касается только внешности, к тому же его легко можно исправить.

Этот мужчина весь был беспощадно вежливый, ИРОНИЧНЫЙ, строгий и всепонимающий.

Кроме того, учреждены специальные призы правительства, мэрии, приз союза цирковых деятелей и ЗРИТЕЛЬСКИХ симпатий.

В день свадьбы отец НАДЕЛ парадный наряд с лентой через плечо и был необыкновенно красив на церемонии бракосочетания своей дочери.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ЧЕТЫРЬМЯСТАМИ отзывами

земные НЕДРА

помыть ШАМПУНЕМ

МЕЛИТЬ зерно на мельнице

ПОСКОЛЬЗНУЛСЯ на льду

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

В) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом

Г) неправильное построение предложения с причастным оборотом

Д) нарушение в построении предложения с однородными членами

1) Сидя на берегу, мы любовались как красотой заката, так и счастливыми лицами друг друга.

2) Заказ будет аннулирован по истечению срока хранения.

3) Она лежала в своём кресле, в сотый раз перебирая несколько услышанных ею сегодня фраз.

4) Я не узнал своего любимого деревца: его ветви обрубили, расположенные низко.

5) Находясь в лесу, многое представляет опасность, поэтому будьте осторожны и внимательны.

6) Картины этой группы молодых художников не только выставлялись в скромных клубах и на городских площадках, но и в больших музейных залах.

7) Некоторые ученики не выполняют домашних заданий.

8) Я и мои друзья готовлюсь к общегородской конференции по обществознанию.

9) Прочитанная профессором лекция имела большой успех, так как затрагивала актуальные проблемы.

8. Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

масс..жёр

т..пличный

св..детель

взр..стить

(предвыборная) к..мпания

9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр..бежище, пр..бывал (в городе)

и..ход, не..добровал

в..ёт (верёвки), под..язычный

под..грал, вз..мать

о..бывал (наказание), по..толкнул

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

перекоч..вали

повел..вать

застенч..вый

эмал..вый

посе..в (пшеницу)

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

неприемл..мый

расчерч..нный

(туман) стел..тся

высп..шься

колебл..мый (ветром)

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Дверь на веранду была (НЕ)ЗАКРЫТА.

Рукопись эта проливает свет на страну, никому до сего времени в подробностях (НЕ)ИЗВЕСТНУЮ.

Халат имел в глазах Обломова тьму (НЕ)ОЦЕНЁННЫХ достоинств.

Воздух здесь был (НЕ)НАШ, чужой, и у меня защемило сердце.

Ящик оказался (НЕ)ЧЕМ иным, как хранилищем патронов.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(НА)ВСТРЕЧУ поезду летели столбы, перелески, степи; я сидел у окна и (ПО)ДЕТСКИ наивно улыбался.

Отряд двигался всё дальше (В)СТОРОНУ леса, ЧТО(БЫ) до рассвета встретиться с партизанами.

В письме своём ТАК(ЖЕ) сообщаю, что все дела благополучно завершены мною, так что (НА)СЧЁТ этого можете больше не беспокоиться.

Раиса Павловна (ПО)НАЧАЛУ смутилась, даже (КАК)БУДТО утратила контроль над ситуацией, но быстро взяла себя в руки и продолжила беседу.

(НЕ)(ПО)ДАЛЁКУ от соснового леса мы ВСЁ(ТАКИ) решили устроить привал.

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Цифры укажите в порядке возрастания.

Трагически напряжё(1)ый, полный контрастов и противоречий, освещё(2)ый изнутри постоя(3)ыми поисками идеала художестве(4)ый мир Ф.М. Достоевского отчётливо отражается в языке его произведений.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) По берегам рек жались друг к другу кусты смородины и вербы ольхи и лесной малины.

2) Вдали белел меловый скалистый берег и ярко зеленела молодая зелень дубов и сосен.

3) Я запрещаю себе размышлять о чём-либо и возвращаться мысленно к каким-либо своим ощущениями и воздерживаюсь от предположений.

4) Он слышал только частые удары сердца да глухой шум крови в голове.

5) Наталья отходила от матери и то задумывалась то принималась за работу.

16. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Никита (1) с трудом выпрямляя ноги (2) и (3) ссыпая с них снег (4) поднялся, и тотчас же мучительный холод пронизал его тело.

Пояснение.

Спасибо (1) милая дочь (2) за твоё сердечное внимание. Как было бы мне приятно (3) моя добрая, дорогая Китти (4) поблагодарить тебя за более удовлетворительные вести о твоём здоровье. Ведь (5) твоё здоровье составляет не меньшую из моих забот, и я предупреждаю тебя, что (6) решительно (7) не согласен разделять ту героическую покорность, с которой (8) ты (9) принимаешь своё теперешнее состояние как нечто непоправимое.

18. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Кабинет представлял собой высокую угловую комнату, выходившую двумя окнами в тенистый сад (1) из-за разорванной линии (2) которого (3) виднелись полоса заводского пруда (4) и контуры грудившихся гор.

19. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Надобно посмотреть (1) в каком духе пишут сами приверженцы чистого искусства (2) и в каком духе написаны одобряемые ими произведения (3) и (4) когда мы разглядим это (5) то увидим (6) что они заботятся не о чистом искусстве, а хотят подчинить литературу служению одной тенденции, имеющей чисто житейское значение.

20. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Когда канонада утихла и они вошли, наконец, в дом, на полу обнаружили совершенно мёртвого человека.

Прочитайте текст и выполните задания 21 – 26

(1)Я получил недавно письмо, в котором школьница пишет о своей подруге. (2)Учительница литературы предложила этой подруге написать сочинение об очень крупном советском писателе. (3)И в этом сочинении школьница, отдавая должное и гениальности писателя, и его значению в истории литературы, написала, что у него были ошибки. (4)Учительница сочла всё это неуместным и очень её бранила. (5)И вот подруга той школьницы обращается ко мне с вопросом: можно ли писать об ошибках великих людей? (6)Я ей ответил, что не только можно, но и нужно писать об ошибках великих людей, что велик человек не тем, что он ни в чём не ошибался. (7)Никто не свободен от ошибок в нашей жизни, в нашей сложной жизни.

(8)Что человеку важно? (9)Как прожить жизнь? (10)Прежде всего – не совершить никаких поступков, которые бы роняли его достоинство. (11)Можно не очень много сделать в жизни, но если ты не делаешь ничего, даже мелкого, против своей совести, то уже этим самым ты приносишь колоссальную пользу. (12)Даже в обыденной нашей, повседневной жизни. (13)А ведь в жизни могут быть и тяжёлые, горькие ситуации, когда перед человеком стоит проблема выбора – быть обесчещенным в глазах окружающих или в своих собственных. (14)Уверен, что лучше быть обесчещенным перед другими, нежели перед своей совестью. (15)Человек должен уметь жертвовать собой. (16)Конечно, такая жертва — это героический поступок. (17)Но на него нужно идти.

(18)Когда я говорю о том, что человек не должен идти против своей совести, не должен совершать с ней сделку, я вовсе не имею в виду, что человек не может или не должен ошибаться, оступаться. (19)Никто не свободен от ошибок в нашей сложной жизни. (20)Однако человека, который оступился, подстерегает серьёзнейшая опасность: он нередко приходит в отчаяние. (21)Ему начинает казаться, что все кругом подлецы, что все лгут и скверно поступают. (22)Наступает разочарование, а разочарование, потеря веры в людей, в порядочность — это самое страшное.

(23)Да, говорят: «Береги честь смолоду». (24)Но если даже не удалось сберечь честь смолоду, её нужно и можно вернуть себе в зрелом возрасте, переломить себя, найти в себе смелость и мужество признать ошибки.

(25)Я знаю человека, которым сейчас все восхищаются, которого очень ценят, которого и я в последние годы его жизни любил. (26)Между тем в молодости он совершил дурной поступок, очень дурной. (27)И он мне потом рассказал об этом поступке. (28)Сам признался. (29)Позже мы плыли с ним на теплоходе, и он сказал, опершись на поручни палубы: «А я думал, что вы со мной и разговаривать не станете». (30)Я даже не понял, о чём он: моё отношение к нему изменилось гораздо раньше, чем он признался в грехах молодости. (31)Я уже сам понимал, что он многое не осознавал из того, что делал…

(32)Путь к раскаянию может быть долгим и трудным. (33)Но как же украшает мужество признать свою вину – украшает и человека, и общество.

(34)Тревоги совести… (35)Они подсказывают, учат; они помогают не нарушать этических норм, сохранять достоинство – достоинство нравственно живущего человека.

(по Д.С. Лихачёву*)

* Дмитрий Сергеевич Лихачёв (1906–1999) – советский и российский филолог, культуролог, искусствовед, академик РАН.

21. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Учительница литературы отругала ученицу, которая допустила много ошибок, рассказывая о произведениях великого писателя, и поставила школьнице неудовлетворительную оценку.

2) Если человек не совершил никаких злых поступков, не совершил ни одной сделки со совестью, это ещё не значит, что он хороший человек, приносящий пользу человечеству.

3) Человека может привести в отчаяние сам факт того, что он совершил ошибку.

4) Беречь честь нужно смолоду, потому что иначе восстановить доброе имя впоследствии будет невозможно.

5) Как-то раз один человек признался рассказчику в своём плохом поступке, но это не изменило мнение рассказчика об этом человеке.

22. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

Цифры укажите в порядке возрастания.

1) В предложениях 2–4 содержится повествование.

2) Предложение 7 указывает на условие того, о чём говорится в предложении 6.

3) Предложение 10 содержит ответ на вопрос, заданный в предложениях 8 и 9.

4) Предложение 35 указывает на причину того, о чём говорится в предложении 34.

5) В предложениях 23–24 представлено рассуждение.

23. Из предложений 1–5 выпишите фразеологизм.

Список терминов

1) синонимы

2) назывное предложение

3) парцелляция

4) лексический повтор

5) эпифора

6) риторическое обращение

7) метонимия

8) литота

9) вопросно-ответная форма изложения

26. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов

Ответы:

1.Ответ: 23|32.

2. Ответ: между тем.

3. Ответ: 1.

4. Ответ: сверлит.

5. Ответ: эстетический.

6. Ответ: молоть.

7. Ответ: 2,8,5,4,6

8. Ответ: кампания

9. Ответ: исход несдобровал

10. Ответ: застенчивый

11. Ответ: выспишься

12. Ответ: неоценённых

13. Ответ: такженасчёт

14. Ответ: 1234.

15. Ответ: 15

16. Ответ: 14

17. Ответ: 1234

18. Ответ: 1.

19. Ответ: 1356.

20. Ответ: совершенно.

21. Ответ: 35

22. Ответ: 135.

23. Ответ: 4

25. Ответ: 2914

Примерный круг проблем

Авторская позиция

1. Проблема ошибок в жизни человека. (Можно ли прожить жизнь, не совершая никаких ошибок?)

1. В нашей сложной жизни никто не свободен от ошибок. Совершать ошибки, осознавать их – естественный процесс

2.Проблема взаимосвязи величия человека и ошибок, которые он совершил. Проблема огласки ошибок великих людей. (Может ли величие человека состоять в том, что он ни в чём не ошибался? Связано ли понятие «величие» с ошибками, которые человек совершает? Можно ли говорить об ошибках великих людей или это нужно скрывать?)

2. Величие человека состоит не в том, что он не совершал никаких ошибок. Поэтому об ошибках великих людей можно и нужно говорить.

3. Проблема роли совести в жизни человека. (Какова роль совести в жизни человека? Защищает ли жизнь «по совести» от ошибок? Приносит ли жизнь «по совести» пользу?)

3. Жизнь «по совести» не защищает от ошибок, но совесть – это то, что подсказывает, учит, помогает не нарушать этических норм, сохранять достоинство нравственно живущего человека. Даже если человек не очень много сделал в жизни, но жил в согласии со своей совестью, он уже принёс значительную пользу.

4. Проблема выбора ориентиров на жизненном пути. (Как нужно прожить жизнь человеку? На что ему важно ориентироваться прежде всего?)

4. Человек не должен совершать никаких поступков, которые бы роняли его достоинство. Не нужно идти против своей совести. Поэтому главным ориентиром должна быть собственная совесть.

5. Проблема выбора: быть обесчещенным в глазах окружающих – или в своих собственных. (Что лучше: быть обесчещенным в глазах окружающих или потерять честь и достоинство в собственных глазах?)

5. Лучше быть обесчещенным перед другими людьми, нежели перед своей совестью. Конечно, бесчестие в глазах окружающих – это большая жертва, но её нужно принести..

6. Проблема чести. (Можно ли, совершив в молодости дурной, бесчестный поступок, вернуть себе честь в зрелом возрасте?)

6. Если не удалось сберечь честь смолоду, её можно и нужно вернуть себе в зрелом возрасте.

7. Проблема раскаяния. (Нужно ли раскаиваться в совершённых ошибках?)

7. Несмотря на то что путь к раскаянию может быть долгим и трудным, поскольку признавать свои ошибки очень тяжело, это очень полезно, это украшает человека, ведь раскаяние – это проявление мужества

8. Проблема последствий ошибок. (Какие опасности ждут человека, совершившего ошибку? Что является одним из самых страшных последствий ошибки?)

8. Человек, совершивший ошибку, может впасть в отчаяние. Тогда может наступить разочарование, потеря веры в людей, в порядочность, а это самое страшное.

5 ошибок в расстановке мебели

Обычно, когда мы выбираем мебель и элементы декора себе домой, то акцентируем свое внимание на внешнем виде и функциональности каждого предмета обстановки. Однако, еще одним фактором комфорта, не менее важным, но, столь часто упускаем из виду, является грамотная расстановка мебели в комнате. Даже если мебель и прочие составляющие домашнего уюта выбраны правильно, неудачный план расположения этих предметов в комнате может нарушить все наши усилия.

Мы рассмотрим 5 самых распространенных ошибок, допускаемых в обстановке помещений и посоветуем, как можно их без труда избежать.

Ошибка первая: «всего, везде, отовсюду»

Во всем разнообразии стильных аксессуаров, декора и мебели, легко впасть в естественное искушение и основательно накупить себе домой всего самого красивого и побольше. И тут же столкнуться с проблемой: как теперь всe это расставить, причем также эффектно, как смотрелось в интерьерах с картинки или в фирменном магазине? К сожалению, нам придется выбрать: либо расставлять «всe, но некрасиво», либо «красиво, но не всe». Именно поэтому, на всех «интерьерах с картинки» и во всех выставочных залах, действует одно правило: дизайнер сначала выбирает центр композиции, так называемую, точку фокуса или визуальный центр – любой предмет обстановки, на котором делается зрительный акцент, и вся остальная расстановка планируется «вокруг» и «от» этого самого предмета.

Создайте «точку отсчета» вокруг той детали вашего будущего интерьера, которая нравится вам больше всего – это может быть самое уютное на свете кресло, большой роскошный диван, изящный светильник, теплый камин или любимый постер на вашей стене. Все остальные предметы обстановки и прочие украшения должны лишь дополнять или подчеркивать центральный объект. Избегайте излишнего количества вещей, отвлекающих внимание от главного. Это придаст комнате ясно выраженный характер и стиль, возможно, наиболее точно отражающий черты вашего настроения.

Ошибка вторая: «больше мебели – больше уюта»

Нелегко ощутить столь желанный уют и гармонию жизни, прокладывая непростой маршрут по комнате, до пределов заставленной диванами, креслами и столиками, какими удобными и красивыми они бы не были.

Опытные дизайнеры интерьеров дают важный совет: для того чтобы передвижение по дому было комфортным, человеку требуется около 90 см свободного пространства. Поэтому при расстановке мебели, не забывайте оставить на схеме вашей комнаты достаточно места у дверей, а также в проходах между предметами интерьера. Помните, грамотное планирование пространства создает столь важное для уюта ощущение свободы.

Ошибка третья: «всe в комплекте»

Одной из самых распространенных ошибок при расстановке мебели является стремление купить всю мебель непременно в едином комплекте, а затем расставить весь этот комплект в комнате одним сплошным массивом. Во-первых, вовсе не обязательно создавать интерьер своей комнаты из предметов мебели лишь одной серии, одного производителя, с одинаковыми модельными наименованиями.

Сегодня, ассортимент мебельных магазинов, гибкость мебельных производств и разнообразие современных подходов к интерьерным вопросам вполне позволяет вам удачно сочетать между собой диваны, кресла и пуфы из разных серий и комбинировать этот выбор со столами и корпусной мебелью иных стилистических исполнений. Такое решение даст возможность избежать нагромождений одинаковой мебели в одном углу комнаты, сделать интерьер легким, а обстановку разреженной и ненавязчивой, но при этом стильной и утонченной.

Ошибка четвертая: «поставить к стенке»

До сих пор существует старый, но жизнестойкий стереотип – диваны и кресла, а также стулья, следует ставить только вдоль стен, иначе будет некрасиво и неуютно. Это заблуждение происходит с былых времен, когда, комнаты в стандартных квартирах были маленькими, а многие диваны и кресла делались с задней спинкой в некрасивой технической драпировке. Даже теперь, когда просторные гостиные уже не редкость, а мебельные фабрики с радостью изготовят абсолютно все детали вашего дивана в тщательно выбранной вами ткани, угловой диван нередко предпочитают скромно разместить у стены, и ровно по двум его сторонам добавить, словно двух часовых, комплект из 2 кресел. Безусловно, такая расстановка в определенных интерьерах бывает вполне уместной, но ни в коем случае не стесняйте себя этим устоявшимся правилом. Современный дизайн помещений допускает и, более того, приветствует размещение диванов и кресел в середине комнаты, тем самым образуя тот самый «визуальный центр» в создании уютного и современного домашнего пространства.

Ошибка пятая: «на ковре или вне ковра»

В попытке удачно расставить мебель и одновременно расстелить ковры в новой комнате, мы, случается, теряемся в вариантах: то подходящий ковер не слишком большой, а мебели много, то геометрия комнаты не позволяет застелить все пространство пола целиком, и мы сталкиваемся с вопросом как же грамотно расставить мебель, учитывая каждый нюанс.

Основная тонкость сочетания диванов, кресел и столиков с коврами состоит в одном простом правиле: если по центру комнаты у вас расстелен ковер, то ни в коем случае не ставьте мебель на границе между ковровым покрытием и «голым» полом. В пределах этой интерьерной зоны все предметы мебели, у которых имеются ножки, должны стоять или только на ковре, или исключительно вне коврового покрытия. В обоих случаях ваша обстановка будет выглядеть целостной, элегантной и логически завершенной, а кроме всего прочего – вы решите ещe и практическую задачу: мебель, все ножки которой установлены на одном уровне, будет надежно держаться на своих опорах, вместо того чтобы раскачиваться из стороны в сторону. Последовательность подхода к расстановке предметов мебели и декора – ключ к целостности и логической завершенности вашего интерьера!

И в заключении

Строить новые планы – это всегда увлекательное и приятное занятие: будь то планы на выходные, на покупку чего-то очень важного или проектирование новой обстановки. В эти моменты мы всегда можем немного помечтать и представить как наша жизнь с каждым днем меняется к лучшему. А в любой мечте – самое главное это ее воплощение!

Мы уверены, что с помощью этих простых советов, вы сможете грамотно спланировать максимально комфортную обстановку в любимом доме, а наши тщательно подобранные диваны, шкафы и кресла станут верными помощниками в создании функционального уюта в вашем доме.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *