Удар бича обрист

Я, как и многие, очень люблю стиль ар нуво, он же модерн, за красоту и изящество линий, цветовые решения и особое своеобразие. Но должна признаться, я никогда не стремилась изучить эпоху ар нуво в деталях, хронологических последовательностях и логических связях, ограничиваясь хаотичным знакомством с творчеством отдельных авторов. Это, конечно же, никуда не годится, поэтому я решила взяться за дело основательно. И сегодня хочу поделиться с вами вышивкой, которая внесла необычайный вклад в развитие ар нуво и стала символическим предвестником его расцвета!

Альфонс Муха

Принято считать, что стиль ар нуво начал постепенно оформляться в конце 1880-х годов, хотя корни его уходят и в предыдущие десятилетия. Примечательно, что модерн стал детищем не одной конкретной страны и уж тем более не одной творческой группы, а результатом поиска нового, свежей альтернативы историзму, который главенствовал в Европе, бесконечно повторяя прошлое. Англия, Франция, Германия, Бельгия, Швейцария и многие другие страны внесли свой вклад в ар нуво (у которого, кстати, множество названий из-за такой обширной географии).

В Германии ярким представителем югендстиля (немецкое название ар нуво) стал художник-декоратор Герман Обрист. Он изучал ботанику и историю, что весьма наглядно отразилось на всем его дальнейшем творчестве.

Одно из самых знаменитых творений — вышивка, которую сегодня чаще всего называют «Удар бича» (1895 г). На самом же деле изначально этот изысканный растительный орнамент, вышитый золотом на голубом шерстяном панно, носил название «Альпийские фиалки» (также можно встретить название «Цикламен»), но некогда критик метко сравнил работу с изогнутым в момент удара хлыстом, и это название прижилось.

В этой вышивке воплотилось практически все, на чем зиждется ар нуво: динамика и замысловатость линий, растительные мотивы, детализированные и в то же время стилизованные. Эта работа стала одним из программных произведений стиля модерн, и сегодня она хранится в Городском музее Мюнхена.

Содержание

Cтиль арт-нуво в интерьере





История происхождения ар-нуво

Зародился стиль арт-нуво в интерьере и искусстве в конце 19 века, окончательно сменив уходящее барокко. В нем удачно сочетается элегантность, многожанровость и влияние промышленной революции.

Появление веяния было вызвано стремительным развитием промышленности и автоматизированных технологий. Люди не хотели забывать про красоту природы и показывали свое влечение к ней в изобразительном искусстве.

Многие художники и дизайнеры того времени захотели новизны. Однако на практике оказалось нелегко создать и развить совершенно новое направление. Поэтому представители творческой ветви заимствовали многие нюансы из разных эпох.

Первое время ар-нуво (модерн) представлял собой не совсем удачную смесь современной и исторической эпохи. Доходило даже до безвкусицы. Лишь спустя длительный период начали прорисовываться черты совершенного нового направления.



Основные черты

Арт-нуво в интерьере характеризуется естественными, плавными линиями. Орнамент ар-нуво волнистый, природный. Создается впечатление, что декор создавала природа, без вмешательства человека.

Ярким символом течения стала работа, вышитая золотистым шелком в 1895 году, под названием «Удар бича». Ее автор – известный немецкий художник-декоратор Герман Обрист.
Еще одна характерная черта течения – единство и завершенность всех элементов. Глядя на правильно оформленное помещение, кажется, что вы смотрите на живописную картину, в которой гармонично сочетаются все детали. Она воспринимается, как единое целое.

Как уже было сказано выше, вдохновляла дизайнеров и художников природа: вьющиеся растения, бутоны, экзотические птицы, кувшинки, ласточки, бабочки, дамы с длинными кудрявыми волосами. В пик популярности веяния декорировалось практически все – от помещений до столовых приборов.

Характерные примеры оформления помещения можно увидеть, ознакомившись с работами Антонио Гауди, Федора Штехеля, Августа Энделя.

Внесли свои изменения в уже практически сформировавшееся течение представители из Школы искусств Глазго. В ар-нуво начали просматриваться выраженные геометрические формы, а также кривые линии.

Ар-нуво в интерьере – это также гармоничная комбинация разных материалов:

  • витраж и дерево;
  • камень и металл;
  • обои и роспись.

Основные цветовые гаммы:

  • бежевый;
  • кремовый;
  • белый;
  • золотистый;
  • древесный.

Оформленное жилище легкое для восприятия. Оно олицетворяет спокойствие, изящность и гармонию. В нем не ощущается перегруженность деталями и насыщенными тонами.

Особенности интерьера в деталях

Полы

Напольное покрытие – это, безусловно, паркет или его имитация. Доска может быть светлого цвета с темными узорами в виде плавных линий. Используются также ковры с характерными узорами и растительными декорами. Для ванной комнаты и кухни в стиле арт-нуво подойдет плитка или керамогранит, имитирующий паркет.

Стены

Расцветки декоративной облицовки стен мягкие и не отличаются высокой яркостью. В рассвет эпохи пользовались популярностью узорчатые обои. Современные дизайнерские решения часто предусматривают орнамент только на одной или нескольких стенах. Остальные стены помещения имеют цвет, гармонирующий с тонами декора. Такое же решение подойдет для кухни и ванной комнаты. Только в качестве отделки следует использовать плитку.

Еще один вариант облицовки – декоративная штукатурка с растительными мотивами. Она презентабельно смотрится, можно подобрать желаемый цвет. Мраморная штукатурка будет таинственно мерцать при любом освещении.

Потолок

Может быть с витражами, стеклом, глянцевым блеском, вставками в виде линий древесных оттенков. Еще один вариант – штукатурка и лепнина в виде вьющихся растений. Особых ограничений в выборе материалов нет, главное – характерные черты.

Лестницы

Массивные, торжественные, с плавными изгибами. Дополняет их ковка перил и ограждений или резьба, если лестницы деревянные. Ступеньки могут быть сделаны из стекла, дерева, камня или металла. На широких ступеньках уместна роспись. Глядя на такую лестницу, создается впечатление, что ее сотворила сама природа, продумав каждую деталь.

Мебель

Мебель арт-нуво характеризуется отсутствием острых краев. Формы преимущественно полукруглые, обтекаемые. Спинки стульев и кресел могут напоминать крылья бабочек. Стоит заметить, что антикварную мебель найти нелегко, а изготовить под заказ будет недешево. Довольно часто подбирается современная мебель с характерными чертами.

Освещение

Изюминка напольных, потолочных, настольных и настенных светильников – матовое стекло. Течение как нельзя лучше подчеркивает лампа Тиффани из витражных стекол. Абажуры также с витражными рисунками, цветочными орнаментами и витиеватыми линиями. Корпус светильников массивный и чаще всего бронзовый. Основной свет – слегка приглушенный. Люстры арт-нуво могут иметь цветочный рельеф. Основание – ковка. Плафон могут держать витиеватые звенья, основа которых крепится к потолку.

Декор

Приветствуются зеркала в большом количестве с витиеватыми рамами, скульптуры животных или женщин с длинными вьющимися волосами, напольные вазы с росписью. Выгодно подчеркнуть интерьер можно с помощью картин в стиле арт-нуво.

В основе сюжета может быть:

  • натюрморт с фруктами, бабочками, лилиями;
  • водоемы с кувшинками на фоне зеленых насаждений;
  • летящие птицы или сидящие на деревьях;
  • дамы с букетами и вьющимися длинными волосами.

Багет для изображений представляет собой переплетение извилистых линий. Рама может быть дополнена резьбой по дереву.

Практические рекомендации

  • Изменить прямоугольные формы дверей и окон можно посредством декоративных накладок. Они бывают из разных материалов, а их формы соответствуют стилю ар-нуво.
  • Дополните растительным орнаментом пол, стены и потолок. Вариантов, как это можно сделать, предостаточно: лепнина, роспись, декор на плитке.
  • Приобретите текстиль с растительным узором приглушенных тонов. На нем могут быть изображены цветочные композиции, ветви деревьев, птицы на фоне ветвистых растений.
  • Используйте массивные шторы в пол светлых тонов.
  • Подчеркнуть течение можно с помощью кровати с выразительным изголовьем в виде резьбы. Это могут быть изображения плиц, цветов и растений.
  • Используйте материалы из натурального дерева с обтекаемыми формами.

Несмотря на то, что арт-нуво появился еще много лет назад, свою популярность он не утратил и в наши дни. Жилище, оформленное в этом стиле, станет отличным решением для тех, кому по душе элегантная, спокойная обстановка, излучающая комфорт.

Модерн а-ля Франсэ. История модерна в картинках

В 1860-1870 годы в вся Европа была увлечена эклектикой, суть которой сводится к смешению художественных стилей предыдущих эпох. Такое положение дел абсолютно не удовлетворяло художников, скульпторов и дизайнеров, находящихся в авангарде современного искусства. Бесконечная «перепевка старых песенок на новый лад» ограничивала полёт фантазии и не соответствовала духу времени. Задачей новаторов и первопроходцев от искусства стало создание нового стиля, в рамках которого любой объект или предмет рассматривался бы не только сам по себе, но и как часть пространства, его неотъемлемый элемент, находящийся во взаимосвязи с другими элементами. Архитектура здания, убранство его интерьеров, дизайн предметов и мебели, должны были быть связаны в единое художественное целое. Этот принцип единства создавал поразительную целостность и художественную завершенность каждого объекта, к которому прикладывали руки и сердце модернисты от архитектуры, живописи, дизайна.

Новый стиль возник почти одновременно в большинстве европейских стран и быстро приобрёл огромную популярность. Над названием долго не думали. Всё гениальное — просто и слово МОДЕРН (означающее в переводе — современный) оказалось вполне подходящим. МОДЕРН стал не просто новым стилем, а гораздо большим — новым мировоззрением, вобравшим в себя и объединившим все виды искусства. В этой парадигме ценность ремесленников и архитекторов, воплощавших эскизы художников в жизнь, была ничуть не меньше, чем самих художников или скульпторов.

Своё вдохновение модернисты черпали в природе, отсюда плавность линий, текучесть, вытянутые, изящные формы, обилие растительных орнаментов, стилизованных изображений птиц, фантастических животных, цветов. Лилии и кувшинки, орхидеи и ирисы, стрекозы и бабочки, павлины и ласточки поселились на фасадах европейских модерновых особняков, заполнили гостиные, столовые и будуары. Боже, а как же восхитительны были женщины эпохи модерн — изящная линия шеи и плеч, великолепные волосы и причёски, изумительные шляпки, шикарные платья, расшитые бутонами и птицами…

Дамы эпохи модерна на фотографиях Феликса Надара

Фирменным знаком, своеобразным символом МОДЕРНА стал знаменитый гобелен — искусное творение Германа Обриста (немецкий художник — декоратор, скульптор, представитель немецкого модерна). Мастер назвал свою работу «Цикламен» и представил на суд публики. Одному из критиков привиделось, что стебли растения похожи изгибы бича или кнута, яростно обрушивающегося на спину своенравного жеребца. Всем так запала в душу эта метафора, что с тех пор этот рисунок так и стали именовать «ударом бича», а извивающаяся золотая линия стала фирменным росчерком стиля МОДЕРН.

Плавные, изгибающееся линии и отсутствие углов + изображения фантастических животных, диковинных птиц и томных женщин с прекрасными распущенными волосами + необычное сочетание дорогих и экзотических материалов + подчёркнутая асимметрия = стиль МОДЕРН .

Но, как гласит народная мудрость: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать!»
Итак, добро пожаловать во Францию и Бельгию времён расцвета МОДЕРНА!

  • АР НУВО или МОДЕРН а-ля ФРАНСЭ.
    Ар Нуво ( в переводе с французского «l’art nouveau» буквально «новое искусство»). Стиль получил свое название благодаря одноименному парижскому салону, открывшемуся в 1895 г.

Анри ван де Вельде — бельгийский архитектор, выдающийся дизайнер, художник книг и создатель новых форм мебели и фарфора

Анри ван Вельде обладал многогранным талантом. Художник, график, мебельщик, дизайнер и архитектор, он стоял у самых истоков создания стиля АР НУВО. Он прожил 94 года и посвятил большую часть своей жизни преподаванию. На его счету выпуск нескольких поколений дизайнеров «нового стиля». Его собственный особняк «Блуменверф» в местечке Уккеле близ Брюсселя является одним из первых объектов в стиле АР НУВО. Не только архитектура, но и все детали интерьера, в том числе даже одежда обитателей дома, тщательно прорисованы самим хозяином в новом для того времени стиле.

Виктор Орта — бельгийский архитектор, дизайнер

Бельгийский мастер Виктор Орта также считается в одним из родоначальников АР НУВО в архитектуре. Именно его проектные решения фасадов и интерьеров чаще всего приводят в пример как эталонные для стиля модерн. Его задумки требовали использования передовых подходов в строительстве и он активно изучал и смело применял новые материалы. Он был одним из первопроходцев и разработал новые стандарты использования металлоконструкций и стекла, чем не преминули воспользоваться его соратники и последователи.

Интерьеры особняков Тасселя и Сольве

Эмиль Галле — французский промышленный дизайнер, реформатор художественного стекла

Француз Эмиль Галле тоже был не обделён талантами. Он был энциклопедически образован, увлекался ботаникой, слыл незаурядным химиком, писателем, художником и философом. Однако всемирную славу Эмилю Галле создали его непревзойденные «камейные» вазы и лампы, с которыми он дебютировал на Парижской всемирной выставке 1878 года. Всех так поразили представленные им (язык не поворачивается назвать их просто вещами) произведения искусства, что с этого момента за ним прочно закрепилось звание Мастера, обладающего непревзойдённым умением соединять разнообразные прикладные инновации с образными принципами символизма. Вот лишь несколько из его изобретений:

  • Техника «лунного света» — clair-de-lune
  • Подкраска оксидами кобальта, придающими стеклу сапфировый оттенок непередаваемой красоты
  • Использование многослойного стекла (обработанного красителями, кислотой и резьбой) — образующего полупрозрачную поверхность, напоминающую роскошную камею.
  • Варьируя методы работы с горячей массой, вводя в фактуру фольгу, пузырьки воздуха и нарочитые трещинки, он научился получать «стеклянные маркетри» (его собственный термин) — разновидность мозаики.

С 1884 года он выпускал и так называемые «говорящие» стеклянные изделия (verreries parlantes) с цитатами из Франсуа Вийона, Шарля Бодлера, Стефана Малларме, Поля Верлена и других поэтов.

Галле увлекался не только стеклом, мебель, вышедшая из под его руки изумительна и поражает эффектностью и изяществом.

Гектор Гимар — один из самых ярких представителей французского модерна в архитектуре.

Воспитанник Школы декоративно-прикладного искусства и Школы изящных искусств Парижа, Гектор Гимар начинал с увлечения неоготикой. Одновременно с этим его привлекают растительные орнаменты и виньетки в духе рококо и возможность использования абсолютно новых материалов — стекла и стали. Осознав потрясающие пластические возможности стали и выразительность сочетания металла и цветного стекла, он, получив заказ на возведение станций Парижского метрополитена, начал экспериментировать. Улицы Парижа украсили странные изогнутые сооружения, похожие на огромные ювелирные украшения или причудливых насекомых. Это была первая попытка европейских архитекторов придать транспортному сооружению художественный облик. Так появился термин «стиль метро» — одно из многочисленных наименований стиля модерн.

Гимар подарил Парижу не только оригинальные станции метро, но и многочисленные здания и зданьица, особняки и особничища, виллы и виллочки. Он удивлял публику не только причудливыми изгибами фасадов, но и оригинальными интерьерами, являющимися закономерным продолжением обтекаемых форм и изогнутых линий внешнего убранства здания. Для своих домов Гимар проектировал и мебель в том же стиле АР НУВО, с присущей направлению плавностью линий и природной «обтекаемостью».

Знаментитые станции метро Гектора Гимара в Париже:

Альфонс Муха, не нуждающийся в особом представлении 🙂

Говоря о французском модерне невозможно обойти молчанием выдающегося чешского художника Альфонса Муху. Он приехал в Париж в конце 1880-х годов будучи уже довольно известным художником и увлёкся парижским театром, примой которого в то время была знаменитая Сара Бернар. Муха начал создавать афиши к её спектаклям и эта работа моментально сделала его едва ли не самым популярным художником Парижа. Восхищенная Сара Бернар пожелала с ним познакомиться и по её настоянию он получил место главного декоратора театра. За последующие шесть лет из-под его кисти вышло множество афиш к спектаклям, а также декорации к постановкам, в которых участвовала Бернар. Он делал эскизы и к её костюмам и украшениям.

Кроме театра у Мухи было и другое увлечение — он рисовал этикетки и виньетки для рекламы товаров. Шампанское и бисквиты, велосипеды и спички удостоились чести быть запечатлёнными кистью мастера! Он с потрясающей лёгкостью вкладывал все эти вещи в руки пышнотелых красавиц, превращая предметы быта в элемент искусства.

Анри де Тулуз-Лотрек — выдающийся художник, ярчайший представитель французского АР НУВО, певец и летописец ночной жизни Парижа эпохи модерн.

Тулуз-Лотрек посвятил себя поиску психологической выразительности — каким образом передать неповторимый облик и индивидуальность модели, не прибегая к портретной технике? На помощь ему пришёл его недюжинный талант графика — дерзкая, энергичная линия, в мгновение ока выхватывала самую суть персонажа. Переносясь из бурного водоворота Монмартра на полотно художника, ночная парижская жизнь продолжала безудержно клокотать и бурлить, возбуждая завлекая зрителей.

«Лотрек превосходно владеет линией, справляясь с ней с необычайной уверенностью. Он легко изгибает её по повелению момента — эти изгибы остроумны, элегантны, печальны. И они всегда декоративны». Так писал о творчестве Тулуз-Лотрека его современник, художественный критик Франц Журден. Именно эта декоративность прочными узами связывает живописца с движением АР НУВО.

Красочные афиши, рекламы, плакаты в стиле АР НУВО буквально наводнили весь Париж. Конечно, Тулуз-Лотрек с его непревзойдённым мастерством не остался в стороне. Помимо великолепного владения линией, он обладал потрясающей наблюдательностью, острым, проницательным и весьма саркастичным умом. Он изображал ночную жизнь Парижа хлёстко, шаржируя её, выплёскивая свои зрительные впечатления на холст в густой, концентрированной форме. Глядя на его афиши, мы начинаем кожей чувствовать атмосферу знаменитого кабаре Мулен Руж начала 20 века — обольстительную, угарную, полупьяную, откровенную, пронизанную пошлостью и развратом. Разнузданная кадриль, проститутки и содержанки вперемешку со сливками парижского общества, наслаждающимися плотной плотской атмосферой вседозволенности — вот она, изнаночная жизнь Парижа эпохи модерн.

В следующей части нас ждёт путешествие в Англию, Шотландию и Ирландию — МОДЕРН СТАЙЛ и МАКИНТОШ или модерн по-джентльменски.

«Олд Лондон», Анна

Значение словосочетания &laquoударить бичом»

Цитаты из русской классики со словосочетанием «ударить бичом»

  • И он слегка ударил бичом лошадь, которая начала было прясть ушами, фыркать и упираться. Ее пугала тень от большого ракитового куста, падавшая на дорогу, тускло озаренную месяцем.
  • Но ему говорят, что пора служить… он спрашивает зачем! ему грозно отвечают, что 15-ти лет его отец был сержантом гвардии; что ему уже 16-ть, итак… итак… заложили бричку, посадили с ним дядьку, дали 20 рублей на дорогу и большое письмо к какому-то правнучетному дядюшке… ударил бич, колокольчик зазвенел… прости воля, и рощи, и поля, прости счастие, прости Анюта!.. садясь в бричку, Юрий встретил ее глаза неподвижные, полные слезами; она из-за дверей долго на него смотрела… он не мог решиться подойти, поцеловать в последний раз ее бледные щечки, он как вихорь промчался мимо нее, вырвал свою руку из холодных рук Анюты, которая мечтала хоть на минуту остановить его… о! какой зверской холодности она приписала мой поступок, как смело она может теперь презирать меня! – думал он тогда…
  • Домишка мой едва лепился на жердочках; дверью меня ударило; филин встретил меня ужасным свистом, как будто бичом полоснуло меня по сердцу; собака с развалин замка отвечала ему воем.
  • (все цитаты из русской классики)

Значение слова бич

Примеры употребления слова бич в литературе.

Путь мой в первую полярную экспедицию оказался тернистым — я был послан старшим с группой сезонных рабочих, набранных в близлежащем к институту районе Покровки в основном из злостных алиментщиков, бичей и алкашей.

Наконец Андерс и Калле насильно приволокли лошадь на место, Ева-Лотта шлепнулась ей на спину, Андерс щелкнул бичом, и лошаденка вяло затрусила по кругу.

Билли повернул арендованный автомобиль в сторону Олд Оркард Бич, находившийся милях в восемнадцати к югу.

Вечная, неутомимая зависть Биркина к воспитанникам всех мореходных классов в России была его слабостью и бичом.

Бич Бойз соперничали по популярности с Битлз, причем до 1966 калифорнийцы заметно уступали.

Фешенебельный пляж — Лидо или Палм Бич, Блэкпул или Кони Айленд, — разрушенный до основания.

Увидев, как в воздухе разворачивается блистающий бич, Больцано вскрикнул.

Вскоре после описанных событий в Тули произошел всплеск браконьерства — главного бича дикой фауны Африки.

Брр бросился на Кор Хала, пытаясь вцепиться в горло, но тот отступил на шаг и в полуобороте изящным приемом марсианской кан-бо опрокинул Брр на спину и выхватил бич.

И они погнали Брр бичами и рогатинами по улицам Валкиса, освещаемых факелами и марсианскими лунами.

Впервые постиг он весь ужас этого страшного бича, этого бедствия, которое превращает убийство в закон и нагромождает горы трупов, этого позорящего человечество чудовища, имя которому война Вернувшись к буру, окруженному рыдающими родными, он взял его руку в свои и с неизъяснимым выражени-ем нежности и сожаления воскликнул: — Мой добрый Давид!

Знатный витень,— похвалил Кузьма, сняв один из бичей и разглядывая резное короткое кнутовище.

Прощальные крики нарушили тишину, собаки взвизгнули, и владелец выдровых шкур вытянул бичом непокорного вожака.

Они уже не рабы, их не подгоняет бич надсмотрщика, и многие из них мнят себя равными единственно истинному геометру, во-первых, потому, что они его понимают, во-вторых, потому, что обогатили его творение.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Что Такое бич- Значение Слова бич

бич I

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. бич бичи́
Р. бича́ биче́й
Д. бичу́ бича́м
В. бич бичи́
Тв. бичо́м бича́ми
Пр. биче́ бича́х

бич

Существительное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 4b по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -бич- .

Произношение

  • МФА: ед. ч. (файл)

    мн. ч.

Семантические свойства

Значение

  1. длинная плеть, кнут на длинном кнутовище из мелко свитых ремней, верёвок (обычная принадлежность пастуха, ямщика, кучера, античного воина, дрессировщика и т. п.) ◆ Кучер помахал себе в лицо шляпой, как опахалом, потом надел её, хлопнул искусно бичом так, что, казалось, разре́зал лес пополам, и продолжал свой рассказ. )
  2. перен., книжн. кнут как орудие наказания, угнетения ◆ Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам, // Здесь Рабство тощее влачится по браздам // Неумолимого Владельца. )
  3. перен., ед. ч., без доп. и с сущ. в род. падеже о том, что или кто вызывает несчастья, бедствия, приносит неприятности, огорчения и т. п. ◆ К умножению несчастий, Россия узнала в сие время новый бич естественный: саранча, дотоле неизвестная нашим предкам, покрыв землю, совершенно истребила жатву; тучи сих пагубных насекомых летели от юга к северу, оставляя за собою отчаяние и голод для бедных поселян. )
  4. перен., высок., ед. ч. об обличительной силе чего-либо, кого-либо ◆ И так всеобщая сатира да будет бичом, коим мы станем пороки и сих нечеловеков наказывать. )

Синонимы

  1. частичн.: кнут, плеть, плётка, нагайка, арапник, тройчатка, хлыст, погонялка,
  2. ?
  3. ?

Антонимы

  1. ?
  2. ?
  3. ?

Гиперонимы

  1. плеть, кнут
  2. ?
  3. ?
  4. ?

Гипонимы

  1. ?
  2. ?
  3. ?

Родственные слова

Ближайшее родство

  • существительные: бичевание, биченосец
  • глаголы: бичевать

Список всех слов с корнем «бич-»
  • фамилии:
  • топонимы:
  • существительные: бечёвка, бечёвочка, бич, бичева, бичевание, бичеванье,
  • прилагательные:
  • глаголы: бичевать, бичеваться
  • причастия: бичуемый
  • деепричастия:

Этимология

Происходит от праслав. «. Использованы данные .

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

  • жить на биче
    • сидеть на биче
  • на биче

Перевод

кнут как орудие наказания, угнетения

о том, что или кто вызывает несчастья, бедствия, приносит неприятности, огорчения и т. п.

  • Английскийen: scourge (en)

об обличительной силе чего-либо, кого-либо

Библиография

    бич II

    падеж ед. ч. мн. ч.
    Им. бич бичи́
    Р. бича́ биче́й
    Д. бичу́ бича́м
    В. бич бичи́
    Тв. бичо́м бича́ми
    Пр. биче́ бича́х

    бич

    Существительное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 4b по классификации А. А. Зализняка).

    Корень: -бич-.

    • МФА: ед. ч. (файл)

      мн. ч.

  1. рег. (южн.) короткое звено цепа Толкование взято из Толкового словаря живого великорусского языка В. И. Даля ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  1. било,
  1. ?
  1. ?
  1. ?

Ближайшее родство

Происходит от ??

    короткое звено цепа

      бич III

      падеж ед. ч. мн. ч.
      Им. бич бичи́
      Р. бича́ биче́й
      Д. бичу́ бича́м
      В. бича́ биче́й
      Тв. бичо́м бича́ми
      Пр. биче́ бича́х

      бич

      Существительное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 4b по классификации А. А. Зализняка).

      Корень: -бич-.

      • МФА: ед. ч. (файл)

        мн. ч.

  1. прост. сильно опустившийся человек ◆ В частности, Карл поведал Саше о том, будто бы по всей Колыме беду́ют тысячи людей без паспортов, работы и крыши над головой; их называют — бичи, не любят, всячески обижают и стращают ими грудных детей. )
  2. редк. большой, сильный человек ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  3. ирон. или шутл. ◆ Помню ещё статью в местной газете, где слово «бич» — в шутку, наверное, расшифровывалось как «бывший интеллигентный человек». )
  1. частичн.: бомж, бродяга, нищеброд
  2. бичара
  3. ?
  1. ?
  2. ?
  1. человек
  2. человек
  3. человек
  1. ?
  2. ?
  3. ?

Происходит от неустановленной формы. Сравнивают с англ. beach в составе англ. beachcomber «бродяга на побережье» и англ. .

  • плечевой бич

сильно опустившийся человек

  • Английскийen: bum (en)

большой, сильный человек

  • Английскийen: bum (en)

бывший интеллигентный человек

  • Английскийen: bum (en)

Удар бича (удар хлыста)

«Удар бича» или второе название «цикламен». Автор идеи Герман Обрист.

Шерстяное панно украшенное энергичными линиями вышитого шелком растительного узора, получившего название «Удар бича» (удар хлыста). Около 1895 год. Ширина 183 см.

Следствием неточности перевода, является путаница в терминологии. В печатных изданиях это произведение иногда называют гобелен Германа Обриста или вышивка Германа Обриста. Название произведения так же встречается в двух чтениях «Удар бича» или «Удар хлыста».

«Удар бича» (удар хлыста)– яркая демонстрация любви к изогнутой линии, являвшейся сутью ар нуво. Полное отсутствие прямых линий и углов- девиз первого из трёх новых стилей в искусстве пришедших на смену эклектике в1890 м году. Герман Обрист находил вдохновение в мире растений. В изысканном рисунке можно рассмотреть корни, листья, цветы растения.

Природа была неиссякаемым источником идей для художников ар нуво, многие из них обладали обширными познаниями в ботанике и черпали вдохновение в мире растений. Цветы, стебли и листья благодаря своим естественным силуэтам, служили щедрым материалом для фантазий. Предпочтение отдавалось лилиям, ирисам и орхидеям, хотя и любая другая природная форма, будь то пальмовые листья или водоросли, могла быть использована для создания живого узора. Прекрасные романтичные девушки с распущенными вьющимися волосами, полуобнаженные или в одеждах обтекающих прекрасные формы украшали ранние произведения в стиле ар нуво. Позднее им на смену пришли стилизованные растения с изогнутыми стеблями и ланцетовидными листьями.

Растения и фигуры динамичны. Орнаменты более естественного, плавного движения изогнутых и волнистых линий, которые можно увидеть в любом произведении этого стиля. «Удар бича» самый выразительный орнамент этого стиля. Изогнутые линии использовались как в реалистических изображениях природных форм, так и в абстрактных образах. Во всех случаях основной упор делался на декоративный плоскостной характер рисунка. «Цикламен» в «Ударе бича», как бы разложенное в плоскости растение. Изящная невесомость линий ярче всего проявлялась при работе с мягкими, податливыми материалами или с теми, которые могли таковыми казаться. По сути, это был декоративный стиль, служащий для придания весьма прочным предметам видимости хрупкости, воздушности, лёгкости.

Нам приходилось реставрировать предметы мебели, ар нуво, выполненные из дорогих пород дерева и украшенные резьбой орнаментами так или иначе напоминающими «удар бича» (удар хлыста). Отличительной особенностью этих предметов было их высочайшее качество. Встречались так же и поделки более позднего времени изготовления, так сказать реплики или фантазии на тему ар нуво. Их отличительная черта – менее дорогой материал и отсутствие «чистоты стиля». Но в любом случае идея растительного орнамента в стиле ар нуво выглядит великолепно.

C уважением, Елена Жилина.
+7 (495) 364-93-23

Галерея мастерской

Ориентировочная цена реставрации (прайс на 9 января 2019 г.)

Цена, рубли
Стул 5000 — 20000
Кресло 10000 — 30000
Диван 30000 — 60000
Стоимость, рубли
Стол 10000 — 40000
Буфет 30000 — 80000
Шкаф 30000 — 80000

Восстановление лакокрасочного покрытия

Отделка Руб./кв. метр
Вощение 500
Полировка 1500
Шеллак 2000
Золочение 3000

Декориро­ва­ние Руб./кв. дм
Патинирование 50
Роспись 200
Маркетри 500
Мозаика 1000

Отослав нам заполненную форму c фотографиями, а так же задав вопрос, вы получите полную информацию о предмете (что это, материал, возраст) стоимость работ по его восстановлению. Далее реставратор приедет на место, осмотрит его, определит окончательную цену реставрации.

Окончательная цена меняться не будет. Выезд бесплатно.

Владимир Баженов

Модерн: Климт, Муха, Гауди

© Оформление. ООО «Издательство АСТ», 2019

* * * Сады моей души всегда узорны, В них ветры так свежи и тиховейны, В них золотой песок и мрамор черный, Глубокие, прозрачные бассейны. Растенья в них, как сны, необычайны, Как воды утром, розовеют птицы, И – кто поймет намек старинной тайны? В них девушка в венке великой жрицы. Глаза, как отблеск чистой серой стали, Изящный лоб, белей восточных лилий, Уста, что никого не целовали И никогда ни с кем не говорили… Николай Гумилев

Я хочу уже в фасаде выразить план и конструкцию здания так, как это делалось в готике, и, подобно готике, выявить материал, а природу – отобразить в стилизованном декоре.

Виктор Орта

Моих автопортретов не существует. Я не интересуюсь своей собственной персоной как объектом для изображения. Я предпочитаю других людей, особенно женщин, и, более того, другие формы существования…

Густав Климт

В конце XIX в. в разных концах Европы художники и дизайнеры почти одновременно захотели освободиться от историзма и смешения стилей, которые в течение полувека царили в архитектуре, живописи и прикладном искусстве. В противовес этой эклектике молодое и энергичное поколение дизайнеров и художников задалось целью создать новый самобытный стиль, иную художественную форму, которая бы соответствовала современности. Во многих отношениях это был ответ на промышленную революцию. Художники вовлекались в технологический прогресс, осваивая эстетические возможности использования новых материалов в своих произведениях. Эти попытки были наиболее успешны в области архитектуры, внутренней отделки помещений, в прикладном искусстве, в оформлении книги и искусстве плаката, в меньшей мере – в живописи. Но была и еще одна причина появления модерна – приверженцы этого направления находились в поисках прекрасного. Красота как самоцель – вот что отличало сторонников этого направления. Они считали, что только так можно спасти мир. Причем понятие красоты здесь проявляется в сложных асимметричных переплетениях четких контурных линий и практически монохромных плоскостей. Во всех элементах композиции прослеживается единый орнаментальный стилизованный ритм, свободная планировка. Новое направление в искусстве получило название «модерн» (от франц. moderne, от лат. modernus – новый, современный).

Время зарождения модерна – рубеж XIX–XX вв. – было этапом, завершающим грандиозный цикл развития европейской культуры, начавшийся еще в Античности. Модерн переосмысливал и стилизовал черты искусства разных эпох, вырабатывая собственные художественные приемы, основанные на принципах асимметрии, орнаментальности и декоративности. В модерне использовались элементы романского стиля, готики, ренессанса, неоклассицизма, рационализма и других стилей, а также направлений с преобладанием более простых форм; иррационализма, в архитектуре – кирпичный стиль, когда архитекторы отказывались от штукатурки и все декоративные детали здания выполнялись из кирпича. В модерне смешались стили Античности и Средневековья, Европы и Востока, христианства и язычества. Также для стиля модерн характерно стремление к внешней декоративности. Природные формы, перевоплощенные фантазией художников, деформировались, вытягивались в бесконечные вибрирующие линии и фантастические цветы и листья. Асимметрия и экзотика, парадоксальность и иррационализм – кредо модерна. Наиболее часто используемые цвета – желтый, горчичный, цвет увядшей розы, темно-красный, оливковый, коричневый, фиолетовые и синие оттенки, жемчужно-серый. Другие особенности представлены гиперболами, параболами и обычными лепными украшениями, которые как будто оживают и вырастают в форме растений. Украшение, как структурный символ, считается частью растущей силы природы. Художники создавали органичный и призрачный мир с цветочными элементами, включая тюльпаны, подсолнухи, васильки и другие цветы, в сочетании с линиями и простыми волнистыми поверхностями. Иногда среди растительных мотивов помещены грациозные женские фигуры, крылатые феи и другие существа. Как же появился модерн, какие имена и течения повлияли на его зарождение?

Художественный язык модерна был во многом воплощением идей и образов символизма, который привнес в новое направление символику линии и цвета; были широко представлены темы мировой скорби, смерти, эротики; распространенным стало обращение художников к миру тайны, сна, легенд и сказок. Ярким образцом живописи модерна являются полотна Густава Климта. Эстетика изогнутой линии, родившаяся в живописи французских постимпрессионистов, эксперименты с выразительностью линий художников Поля Гогена и Анри де Тулуз-Лотрека также стимулировали появление нового направления в искусстве. Частично развитие модерна было вдохновлено модой на японские гравюры укиё-э. Художники-набиды, среди которых Пьер Боннар и Морис Дени, создали своеобразный вариант стиля модерн под влиянием понт-авенской школы. С живописью модерна также связаны Эдвард Мунк – в Норвегии, Михаил Врубель и Виктор Васнецов, участники группы «Мир искусства» (А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст, К. А. Сомов) – в России.

В 1892 г. бельгийский живописец и архитектор Анри ван де Велде, увлекшись импрессионизмом и пуантилизмом, отрекся от «фигуративного искусства» и обратился сначала к абстрактному творчеству, а затем к орнаментике волнообразно изогнутых линий. А в 1893 г. бельгийский архитектор Виктор Орта создал знаменитый интерьер особняка Тасселя, в котором причудливо изогнутые линии декора зрительно сливаются с элементами строительной конструкции: конструкция плавно переходит в форму, а форма – в декор на плоскости или изогнутых поверхностях. «Новый стиль» развивался столь интенсивно, что уже в следующей постройке В. Орта – «Народном доме» в Брюсселе – заметнее становятся элементы конструктивизма. Свое кредо архитектор определил следующим образом: «Я хочу уже в фасаде выразить план и конструкцию здания так, как это делалось в готике, и, подобно готике, выявить материал, а природу – отобразить в стилизованном декоре». Эти слова можно считать программой художественного синтеза – основной идеи искусства стиля модерн. В 1895 г. немецкий ученый-натуралист и декоратор Герман Обрист создал шерстяной ковер, на котором шелком вышил красный цикламен с необычной линией стебля. Геометры видят в ней синусоиду, графики – энергичный росчерк пера. В истории европейского искусства она названа «удар бича» («удар хлыста»). Эта волшебная формула Германа Обриста, стала программным росчерком, девизом модерна, неся в себе основную идею этого направления: полное отсутствие прямых линий и углов. Эта идея пронизывала собой все виды искусства модерна. «Удар бича» – яркая демонстрация любви к изогнутой линии, являвшейся сутью ар-нуво, девиз нового стиля в искусстве, пришедшего на смену эклектике в 1890 г.

Модерн появился сначала в Англии (непосредственным предшественником стиля стал эстетизм иллюстратора Обри Бёрдсли, который много внимания уделял выразительным качествам органичных линий и движения), где начал развиваться под лозунгом возврата к органичности, простоте и функциональности Средневековья, Раннего Возрождения и народного зодчества. Художественное движение, связанное с деятельностью прерафаэлитов, эстетикой и философией Джона Рёскина и деятельностью Уильяма Морриса, получает особое распространение в прикладном искусстве и архитектуре. Одним из основоположников модерна считается знаменитый английский художник-самоучка Уильям Моррис, критиковавший существующую социальную обстановку. В своем творчестве он противопоставлял себя окружающему миру, наполненному техникой. В 1881 г. вышла его статья «Несколько кратких советов по поводу составления узоров», послужившая толчком для развития нового течения в живописи. Моррис создавал предметы интерьера, вдохновленные растительными орнаментами, а Артур Макмердо использовал элегантные волнистые узоры в книжной графике. Вскоре модерн распространился и на европейском континенте, где получил разные названия: югендстиль (Jugendstil) – в Германии, сецессион (Sezessionstil) – в Австрии, Чехословакии и Польше, флореаль, или либерти (Floreale или Liberty) – в Италии, модернизмо, или модерниста (Modernismo или Modernista) – в Испании, в Шотландии, в Глазго («стиль Глазго» Glasgow style), в Бельгии – стиль двадцати (от наименования «Общества двадцати», созданного в 1884 г.), во Франции он получил название ар-нуво (Art Nouveau), в США – Тиффани (по имени Л. К. Тиффани) в России – модерн. В каждой стране модерн имел свои особенности. Сам термин «модерн» был придуман галереей в Париже, которая выставляла большую часть работ этого направления.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *