Стиль mid century

Содержание

Mid-century Modern

Mid-century modern в буквальном переводе означает «модерн середины века». Этот стиль возник в период после Второй мировой войны, когда функциональность и стилистика модерна были еще актуальными, но людям хотелось сделать интерьеры психологически более теплыми и уютными. Сейчас этот стиль снова в тренде и это неудивительно: он заряжающий, комфортный, обладает яркой индивидуальностью и хорошо вписывается в наши современные ожидания от интерьера. Давайте разберемся, без каких идейных вещей стиль mid-century modern не стал бы самим собой.

Открытая планировка и минимализм

Дизайнеры середины ХХ века вдохновлялись минимализмом скандинавских и бразильских интерьеров: меньше визуального мусора, больше воздуха и открытого пространства. Стилю характерны открытые планировки, в которых одна зона плавно перетекает в другую. В идеале, поддерживать это ощущение должны большие окна — от пола до потолка, — чтобы интерьер выходил за рамки дома, не имел четких границ.

Минимализм в mid-century modern призывает иметь меньше мебели и декора, но важно, чтобы при этом каждый предмет быть особенным и стоящим внимания.

Мебель, ставшая легендарной

На период 50-60 годов прошлого века выдался настоящий мебельный бум. Технологическое развитие позволило делать мебель, технику и предметы декора из искусственных материалов. Например, большое распространение получила пластмасса. Появилось много новых, более обтекаемых форм. Новинки производились и из привычных материалов, но взгляд на дизайн все равно был свежим и необычным.

Вот лишь некоторые из предметов мебели, которые сейчас относятся к классике дизайна: кресло Eames Lounge Chair, пластиковый стул Panton Вернера Пантона и Tulip Table Ээро Сааринена.

кресло Eames Lounge Chair,

стул Panton

стол Tulip Table

Не обязательно вся мебель в современной стилизации под mid-century modern должна быть легендарной, но, тем не менее, лучше следовать канонам. Тумбы, комоды, столики и даже диваны и кресла должны быть сделаны из дерева и стоять на тонких широко расставленных ножках — одинарных или двойных, в форме шпилек.

Всплески цвета

Базовая гамма стиля выглядит очень спокойной и создает атмосферу надежности и уверенности — то, в чем люди нуждались в тот исторический период. В интерьерах правят природные цвета: белый, серый, коричневый, темно-зеленый, бежевый, песочный. Они задают отличный фон для яркого декора и текстиля с активными узорами. Для акцентов можно использовать теплые оттенки: терракотовый, оранжевый, горчичный, болотно-зеленый. Уместны в стиле mid-century modern сливовый, бордовый, небесно-голубой, золотой, цвет авокадо.

В 50-60 гг. доминировала поп-культура, она проявлялась и в интерьерах. Поэтому естественными в mid-century modern будут яркие работы в стиле Энди Уорхолла и поп-арт-постеры с героями комиксов.

Необычные светильники

В стиле mid-century modern светильники выполняли не только функциональную роль, но и декоративную. Источников света стало больше: вместо одной люстры в центре потолка стали использовать разделение на световые зоны с помощью торшеров и настольных ламп. Сами светильники поражали воображение. Многие из них, как и мебель, теперь относят к классике.

Удивительные узоры

В середине прошлого века люди перестали бояться экспериментировать с принтами: появилось много смелых решений и сочетаний. Особенно популярными были паттерны из геометрических фигур и абстракции, но и узоры из неожиданных и причудливых объектов, например, ламп или человечков, были нередки. Цветными обоями с геометрическим принтом, конечно, не стоит оклеивать все стены в комнате, но вот для одной акцентной стены они подойдут идеально. Узоры могут быть и на ткани, и даже в качестве абстрактных постеров на стенах.

Интерьер в стиле mid-century modern: 10 дизайнерских примеров с лёгким налётом ретро

Стиль mid-century modern зародился в Америке в середине 1940-х, после окончания Второй мировой войны. Главными пожеланиями людей к интерьеру тогда были комфорт и дружелюбие — они и заложили основные особенности направления: открытое, светлое пространство, простые и плавные формы, использование натурального дерева, а также ярких цветов и геометрических паттернов наряду с приглушённой палитрой.

Mid-century modern доминировал в интерьерном дизайне на протяжении 1950-60-х годов, сейчас он триумфально возвращается — само собой, в обновлённом варианте. Каком именно, смотрите ниже.

1. Интерьер коттеджа с открытой планировкой

Дизайн: Matt Gibson Architecture + Design

Дизайн: Matt Gibson Architecture + Design

Открытое пространство с минимумом перегородок и окнами в пол — один из основных принципов стиля mid-century modern. Проект, разработанный Matt Gibson Architecture + Design, наглядно его демонстрирует.

Дизайн: Matt Gibson Architecture + Design

Дизайн: Matt Gibson Architecture + Design

В данном случае авторы не просто соединили разные помещения, но и объединили жилое пространство с окружающей средой. Живые растения и цвет системы хранения перекликаются между собой и работают на объединение пространства.

2. Микс mid-century modern и экостиля

Дизайн: Jessica Helgerson Interior Design

Дизайн: Jessica Helgerson Interior Design

Ещё один пример «зелёного» пространства в стиле mid-century. В этом интерьере явно угадывается влияние экостиля (стоит лишь посмотреть на предметы декора или ковёр-циновку), хотя вообще для mid-century modern характерно использование натуральных материалов (особенно дерева). Просто здесь их даже больше, чем требуется.

3. Интерьер дома Лоуренса Харви

Дизайн: Marmol Radziner

Дизайн: Marmol Radziner

Этот дом был построен в 1969 году для актёра Лоуренса Харви. И хотя интерьер был изменён в соответствии со вкусами и потребностями нового владельца, кажется, что дух 60-х до сих пор витает в нём.

4. Mid-century modern и современное искусство

Дизайн: Gary Hutton Design

Дизайн: Gary Hutton Design

Одним из главных акцентов в интерьере этого дома стала коллекция современного искусства. Чтобы ничего от неё не отвлекало, были выбраны мебель и предметы простых форм, как раз тех, что характерны для модерна середины века.

5. Соединение mid-century modern и скандинавского стиля

Дизайн: Jessica Helgerson Interior Design

Дизайн: Jessica Helgerson Interior Design

Скандинавский стиль и mid-century modern едины в своей любви к простым формам, геометрическим принтам и натуральным материалам. В этом интерьере такой микс оказался более чем удачным.

6. Светлый интерьер в стиле mid-century modern

Дизайн: B.A. Torrey

Дизайн: B.A. Torrey

Обилие света, яркие блестящие металлы и даже диван от Владимира Кагана (Vladimir Kagan ) — в этой квартире нашлось место очень многим атрибутам середины прошлого века.

7. Интерьеры многоэтажного дома в стиле mid-century modern

Дизайн: Marmol Radziner

Дизайн: Marmol Radziner

На фото — холл жилой высотки, который оформляла компания Marmol Radziner. Настроение интерьера расслабленное, вечернее, в духе респектабельного отеля: приглушённые цвета, бархат и состаренная позолота делают своё дело.

Дизайн: Marmol Radziner

Дизайн: Marmol Radziner

Интерьеры квартир — плод трудов той же команды дизайнеров. Атмосфера дорогого отеля чувствуется и здесь: чего только стоит мраморная барная стойка и массивный бильярдный стол.

8. Соединение лофта и стиля mid-century modern

Дизайн: Vinci Hamp Architects

Дизайн: Vinci Hamp Architects

«Чистый» стиль постепенно сходит на нет: современные дизайнеры стараются соединять несколько направлений, чтобы создать эксклюзивный, индивидуальный интерьер. Вот характерный пример: в этой квартире бетонная отделка стен и продолжающий тему бетона ковёр явно отсылают к стилистике лофта, а мебель — в духе модерна середины века.

9. Дом в духе середины XX века

Дизайн: Wick Design

Дизайн: Wick Design

Для оформления этого дома хозяева пригласили дизайнера Уилла Уика (Will Wick), владельца антикварного магазина и знатока в области искусства прошлого века. Как результат, интерьеры получились с очаровательным налётом винтажности.

Дизайн: Wick Design

Дизайн: Wick Design

Одной из задач, которая стояла перед дизайнером, было создание пространства, гармонично сочетающего мужские и женские черты. Он с ней справился на ура: интерьеры стильные, с отдельными брутальными элементами, но не перегруженные.

10. Светлое пространство в стиле модерна середины века

8 ключевых приемов создания стиля мид сенчури в интерьере

Стиль мид сенчури модерн появился после Второй мировой войны, когда людям хотелось функциональных, уютных и комфортных интерьеров для жизни. Так стали появляться яркие элементы декора и текстиля с геометрическими узорами, теплые цвета, разбавляющие естественную гамму. Благодаря использованию искусственных материалов, особенно пластика, мебель приобрела плавные линии, а острые углы отошли на второй план.

Это направление до сих пор занимает лидирующие позиции в сфере дизайна. Сегодня ReRooms расскажет о восьми ключевых приемах создания стиля мид сенчури в интерьере квартиры.

Фото:

Признаки стиля

  1. плавные линии и простые формы в мебели и декоре,
  2. открытая планировка,
  3. естественная цветовая палитра,
  4. геометрические узоры,
  5. яркий декор,
  6. необычные светильники,
  7. легендарная мебель.

Фото:

Цветовые решения для стиля

Базовая палитра для мид сенчури представлена природными оттенками:

  • белыми,
  • бежевыми,
  • серыми,
  • коричневыми,
  • молочными,
  • зелеными.

Фото:

Все эти цвета помогут в создании уютного и спокойного интерьера и будут служить отличным фоном для контрастных предметов декора и мебели. В качестве акцентов мы советуем использовать теплые цвета, которые сделают интерьер ярче и насыщеннее, при этом не перегрузят его чрезмерной пестротой. Для этого подойдут оранжевый, горчичный, терракотовый, коралловый, золотой. Однако не стоит забывать и про холодные оттенки, главное — не перестарайтесь с их количеством. Отлично подойдут голубой, фиолетовый, бордовый, сливовый, изумрудный.

1/4
2/4
3/4
4/4

Отделка стен

Стены можно покрасить в белый цвет — классический для этого стиля. Однако чтобы разнообразить белизну, используйте декоративные деревянные панели — ими можно отделать как одну стену, например возле дивана, так и всю комнату.

Для смелых и творческих личностей предлагаем еще один интересный вариант: обои с геометрическими узорами или абстрактными рисунками. Если такой вариант кажется вам слишком ярким, отлично подойдут постеры или гобелены с яркими рисунками.

1/5
2/5
3/5
4/5
5/5

Отделка пола

В отделке пола приветствуются:

  • ламинат темных пород дерева,
  • плитка с геометрическим узором неярких оттенков,
  • смешение материалов для зонирования помещения.

1/4
2/4
3/4
4/4

Текстиль

Используются преимущественно ткани с абстрактными принтами или геометрическими узорами, которые применяются в обивке мебели. Что касается штор, то их либо нет вовсе, либо используются легкие ткани, пропускающие солнечный свет в комнату.

Обязательный атрибут в стиле мид сенчури — ковер. Как правило, это палас с коротким ворсом всевозможных цветов и рисунков — здесь ваша фантазия может разгуляться вовсю.

1/4
2/4
3/4
4/4

Освещение

В интерьерах мид сенчури, как правило, применяется зонированное освещение — это не только практично, но и очень стильно. Помимо классической люстры используются разные напольные и настенные светильники, которые вместе образуют гармоничную композицию. Осветительные приборы выполняют и функциональную, и декоративную роли.

Светильники в стиле mid century порой поражают своей необычностью: это могут быть многоярусные железные конструкции или торшеры в форме абстрактных фигур. Предела оригинальности в этом направлении просто не существует.

1/5
2/5
3/5
4/5
5/5

Мебель

Визитная карточка стиля мид сенчури — мебель, которая стала классикой для мира дизайна. Это могут быть предметы, изготовленные как из пластмассы, так и из натурального дерева. Стиль непривередлив к отделочным материалам.

Фото:

Яркие примеры легендарной мебели

Tulip Table, созданный Ээро Саариненом (Eero Saarinen) в 1964 году. Это круглый стол на тонкой и изящной ножке белого цвета. Его универсальность заключается в том, что использовать его можно как в качестве журнального, так и обеденного стола.

Фото:

Стул Panton, созданный Вернером Пантоном, станет отличным дополнением к круглому столу. Пластмассовые стулья обтекаемой формы произвели настоящий фурор в середине прошлого века своей необычностью. Они и по сей день вызывают у покупателей восторг.

Фото:

Eames Lounge chair — еще один узнаваемый предмет мебели стиля мид сенчури. Такой стул — удовольствие, конечно, не из дешевых, однако он станет незаменимой вещью для того, чтобы расслабиться, отдохнуть от городской суеты и почитать любимую книгу.

Фото:

Однако не обязательно покупать все выше перечисленное, чтобы создать стиль мид сенчури. Выбирайте деревянные предметы мебели на широко расставленных тонких ножках. Приветствуется также мебель на х-образных ножках.

1/5
2/5
3/5
4/5
5/5

Аксессуары

Именно декор призван сделать мид сенчури ярче и оригинальнее. В послевоенное время все большую популярность стала приобретать поп-культура — практически во всех сферах. Очень активно она проявила себя и в интерьерах. Так что обязательно используйте работы Энди Уорхола в своей квартире: это могут быть постеры с неоновыми бананами или же картины с клонированной Мэрилин Монро. Отлично подойдут постеры с сюжетами из комиксов.

Что еще выбрать:

  • абстрактные скульптуры,
  • винтажные вещи,
  • живые цветы,
  • часы необычной формы.

1/5
2/5
3/5
4/5
5/5

Планировка

Планировка мид сенчури основывается на открытом пространстве, которое не заставлено большим количеством предметов мебели и декора. Это направление любит много воздуха и естественного освещения, когда зоны не разделены между собой монолитными стенами. Чтобы одна зона плавно перетекала в другую, используйте следующие предметы:

  • стеллажи,
  • раздвижные и ажурные перегородки,
  • стеклянные перегородки.

Правила стиля mid-century modern: многое в малом

Mid-century modern (мид-сенчури модерн) стал главным интерьерным трендом 2016 года. Этот элегантный узнаваемый стиль сформировался в 50-е годы прошлого столетия на стыке баухауза, конструктивизма, американского и других направлений, основанных на принципах простоты и функциональности. Послевоенный дизайн также называют стилем денди, так как в нем виртуозно сочетаются эксцентричность и чувство меры. В идеале интерьеры в стиле mid-century предполагают просторные площади, открытую планировку и масштабное остекление, объединяющее жилое пространство с экстерьером. Но, если подойти к вопросу со знанием дела, даже в малогабаритной квартире можно создать интеллектуальный, жизнерадостный интерьер в изысканной эстетике ретро-шика.

Чтобы создать интерьер мид-сенчури у себя дома, нужно:

Светлое, просторное помещение, с открытыми проемами или легкими раздвижными перегородками вместо дверей. Окна лучше оставить открытыми, допустимы римские шторы или тонкие однослойные полупрозрачные гардины.

Создать нейтральный фон. В качестве основного цвета подойдет любой натуральный оттенок, от белого до светло-серого или песочного. Отдельную стену можно оклеить обоями с абстрактными геометрическими орнаментами, а другую обшить деревом или камнем.

Добавить крупные яркие акценты, которые внесут в интерьер творческое настроение. Это может быть яркое кресло, подушки, светильники, абстрактные панно. Палитра послевоенного модерна состоит из насыщенных природных оттенков, таких как: терракотовый, мандариновый, горчичный, авокадо, коричневый, болотный. Также выигрышно смотрятся сливовый, вишневый, глубокий сине-зеленый оттенок «чирок».

Выбрать правильную мебель. Стулья, кресла, диваны и кушетки в стиле мид-сенчури должны быть мягких, обтекаемых форм, с велюровой или кожаной обивкой, как правило, на ножках из дерева или гнутого металла. Фасады шкафов, комодов, трюмо и этажерок выполнены из различных сортов дерева с естественным финишем, и дверцами, окрашенными в яркие цвета. В 50-60 годы дизайнеры создали целый ряд шедевров, которые со временем не утратили актуальности, а приобрели статус культовых. В этот список можно отнести кресло Eames Lounge американского супружеского тандема Имз, изогнутый пластиковый стул Panton Вернера Пантона, серию Tulip Ээро Сааринена, кресло Swan Арне Якобсена и многое другое.

Соорудить открытый бар в гостиной. Аристократичная инсталляция из красивых бутылок, винтажных бокалов и цветов позволяет чувствовать себя персонажем раннего «Бонда» и сериала «Безумцы».

Найти аутентичные предметы середины 20-го века. Футуристичные светильники, которые выглядят как арт-объекты, круглые зеркала в оправе sunburst, сферические вазы и подсвечники из цветного стекла, яркие постеры в поп-арт стилистике сделают пространство завершенным.

Показать богатый внутренний мир. В интерьере мид-сенчури уместно выглядят расположенные на виду коллекции пластинок, обширная библиотека и музыкальные инструменты.

Этот непринужденный, самобытный, выразительный стиль превращает обустройство дома в увлекательное путешествие во времени и становится все более популярным.

Рассказать друзьям:

Mid Century Modern: когда дизайн следует за функцией

Непрерывная любовь к стилю середины прошлого века вполне себе закономерна: четкие линии, подчеркнутая функциональность, глубокие цвета и свежий микс различных материалов освобождают стиль от времени и жестких правил. Простой, эстетичный, очень комфортный – mid-century modern как никакой другой вписывается в современный образ жизни с нашей скоростью и проживанием в многоквартирных домах.

Истоки и развитие mid-century modern

Дизайн интерьера, выполненный в стиле “Баухауз”

История стиля начинается в 40 годах XX века, когда в Америку во время Второй мировой войны эмигрировали представители немецкой школы баухауз, отдающие предпочтение функциональному дизайну и отказу от ненужной роскоши классических стилей.

Война и послевоенное восстановление привели к масштабным изменениям в экономике и технологиях. В это время в штатах росли города, повышалась потребность в современной мебели для новых, быстро построенных домов с открытой планировкой, огромными окнами и естественным освещением. Технологические достижения привели к разработке новых материалов, позволяющих использовать новые текстуры, цвета и формы.

Посмотрите, к примеру, на один из домов, повторяющих стиль культового в 50-х годах прошлого века архитектора Джозефа Эйхлера. Оптимальное использование небольшого пространства, глубокая связь с природой, комфортный, уютный дворик.

Представители модерна середины века придерживались следующих правил:

Функциональность первична, дизайн следует и подстраивается под функцию

Послевоенная экономия сменила фокус потребления в обычной американской семье. Большая часть мебели должна была складываться, раскладываться, трансформироваться, взаимозаменяться и следовать всего одному принципу – быть удобной.

Чистые, гладкие линии простых геометрических форм

Чистый и современный образ комнат получается из простых линий и гладких поверхностей. Для стиля важен геометрический минимализм, каждая деталь которого служит определенной функции и находится на своем месте. Большая и тяжелая мебель сменилась светлыми и воздушными пространствами с аккуратными пропорциями.

Использование различных, иногда контрастных материалов

Послевоенный всплеск новых материалов, особенно пластика и органического стекла, вдохновлял дизайнеров на эксперименты. Натуральные и искусственные материалы свободно соединялись друг с другом в одном помещении или даже предмете.

Дизайнеры mid-century любили смешивать традиционные материалы, такие как дерево, металл и стекло, с нетрадиционными – винилом, фанерой, плексигласом (органическое стекло), пластмассой, стекловолокном. Впервые пластик использовался не в качестве имитации более дорогих материалов (как дерево), а сам по себе.

Широкий спектр цветов

Модерн середины века – теплый и оптимистичный стиль, окутывающий хозяев своим уютом благодаря позитивной цветовой гамме. Выбор неограничен.

Совмещайте теплые природные цвета: оливково-зеленый и цвет сожженной травы, горчичный и тыквенный, гвоздичный и маковый. Используйте глубокие стильные оттенки: кричаще-розовый, насыщенный серый, бирюзовый, графичный черный. Добавьте традиционных красок: бордовой, синей, изумрудно-зеленой. Не забудьте про яркие сахарные оттенки для пластмассовых предметов и текстиля. Да, и не мешайте голым текстурам: дереву, металлу, мрамору, бетону, кирпичной кладке.

Разнообразные текстуры

Текстуры и узоры очень важны для любого современного стиля, склонного к минимализму. Теплые ковры, каменные камины, гладкий стеклянный стол, керамическая плитка, пластмассовое кресло, кожаная обивка, соломенный пуф и текстиль с геометрическим узором делают комнату ещё интереснее. Яркие абстрактные узоры появляются на картинах, подушках, аксессуарах.

Геометрическое освещение

Напольные светильники или геометрические люстры придерживаются двух правил: или круглые изогнутые контуры, или прямые четкие линии. Как правило, предметы освещения изготовлены из металла, но иногда встречаются деревянные ножки. Уникальные светильники не просто выполняют свою работу, но являются своеобразным произведением искусства.

Вы можете миксовать отдельные предметы мебели или освещения и с другими стилями интерьера.

Уникальная мебель

Мебель того времени выделяется прямыми, чистыми линиями, соединением разных материалов, с гладкими изогнутыми углами. Обязательно на тонких ножках. Предметы минималистического дизайна часто используют деревянную основу, но могут включать стекловолокно, пластик и металл. Такая мебель универсальна и вписывается в любой стиль интерьера.

Самое потрясающая вещь в рассматриваемом стиле – то, что знаковые вещи универсальны, узнаваемы, свежи и актуальны даже спустя столько лет. Посмотрите, к примеру, на самые популярные предметы стиля: стул Эймсов и Egg Chair.

Стул от Чарльза и Рей Эймс
Egg Chair от Арне Якобсен

Стиль середины века настолько хорош, что привлекает внимание даже спустя многие годы. Современные дизайнеры нередко заимствуют и переосмысляют элементы и предметы стиля, заново наполняя их жизнью. Живой и свежий – mid-century может выглядеть очень современно, а может помочь вам в создании ретро-образа. Добавьте к этому красоту и функциональность, а также благосклонность к эклектике – и вот, вы уже получили трендовый и уютный декор на многие годы.

Что такое mid-century modern

Что такое mid-century modern?

Мы продолжаем раскручивать спираль истории стиля Mid-century Modern (MCM)
Число наших публикаций стремительно растёт, каждый пост — это целая история становления и развития стиля MCM.
Скажу честно, наша любовь к Mid-century Modern вспыхнула неожиданно, вспыхнула и поглотила все наше внимание. Мы окунулись в это с головой и начали черпать информацию из всех возможных источников. Так появилась эта страница — как способ вести дневник!

Мы начали с основ изучив влияние на современный дизайн и архитектуру школы Баухаус.

  • Вместе с ее последователями эмигрировали в Америку из разрушенной послевоенной Европы.
  • Открыли для себя бразильский модерн (это наша великая любовь, и о ней мы еще напишем) и его, пожалуй, самые элегантные предметы мебельного дизайна эпохи МСМ.
  • Мы вернулись в Европу, где в то время творилась история лаконичного и практичного Скандинавского стиля (под «Cкандинавией» подразумеваются страны северной Европы — Финляндия, Дания, Швеция и Норвегия).
  • И загляну в эпоху СССР и в ряде постов попробовали раскрыть историю становления советского мебельного дизайна. (Блог готовится) Но, нужно отметить, что остался большой и интересный пласт информации, который Вы сможете изучить в книге «Дизайн мебели в СССР. Книга III. Вторая половина 1955-х​ — 1980-е годы», автор Александр Семёнов. Можете написать нам в ЛС и мы поделимся ссылкой на онлайн издание этой уникальной книги!
  • А дальше, мы снова переместились в Америку середины прошлого века.

Здесь вы нас и застали!
Ну что же! Поехали дальше!

У нас есть много любимых предметов — иконы стиля Mid-century Modern! И конечно, с реди них была наша любимая софа Marshmallow, созданная Джорджем Нельсоном в 1956 году для компании Herman Miller. (В ближайшее время ждите блог о George Nelson!)

Диван Marshmallow, дизайн Джорджа Нельсона, 1956 год.

Для многих имя Джорджа Нельсона ассоциируется с софой Marshmallow Sofa и креслом Coconut Chair.

Кресло Coconut, дизайн Джорджа Нельсона, 1950 год, сегодня является частью экспозиции Музея дизайна Vitra.

В период с 1945-1979 гг. Нельсон работал главным дизайнером Herman Miller. Именно под его руководством были созданы лучшие коллекции, которые сформировали лицо компании. Он смог привлечь в Herman Miller для совместной работы таких гигантов промышленного дизайна как Рэя и Чарлза Имзов, Исаму Ногучи, а также Гарри Бертойя.

Не менее яркими предметами, созданными Джорджем Нельсоном, являются его часы! Настенные, настольные, металлические, керамические модели, напоминающие солнце, многоконечные звёзды, цветы, разноцветные шары, турбины и многое другое, в которых Джордж Нельсон отказался от банальных форм и цифр намного опередили своё время. А ведь первые экземпляры были представлены ещё в 1947 году.

Часы Polygon Clock, дизайн Джорджа Нельсона, Vitra.

И даже сегодня их минималистичный, но такой привлекательный дизайн можно сравнить со своеобразными произведениями искусства.
В 1950-1960 годах Джордж Нельсон создал более 100 моделей настенных часов. Сегодня они, возможно, кажутся винтажными, но тогда эти часы воспринимались как механизмы из будущего!

MID-CENTURY MODERNISM

Минуя всевозможные варианты эклектики и ар-деко, современный дизайн продолжил раскручивать спираль истории, обратившись к стилистике середины прошлого века. Словно из небытия на авансцену мирового дизайна вновь вышли диваны и консоли на тонких ножках, обои с ироничными принтами и мягкая мебель с деревянными подлокотниками. Это легко прослеживается как по мировым выставкам дизайна, так и по проектам ведущих дизайнеров интерьера. Mid-century настолько популярен, что начинает выплескиваться за рамки интерьерного и мебельного дизайна, вдохновляя режиссеров и модельеров по всему миру. И это не случайно: сейчас, в эпоху экономического кризиса, люди нуждаются не столько в роскоши, сколько в комфорте, уюте и защищенности — точно так же, как и в послевоенные годы.

Проект архитектора Ли Минделя в Нью-Йорке.

Сам термин mid-сentury ввела в обиход в 1983 году американская журналистка Кара Гринберг в своей книге Mid-century Modern: Furniture of the 1950s. И, несмотря на то что единого стиля середины века не существовало, термин mid-century modernism объединил творчество дизайнеров и архитекторов с 1940-х по 1960-е. Мастеров того времени во многом cвязывала общая гуманистическая философия и желание упростить и улучшить жизнь людей среднего класса. По сути, mid-century стал первым стилем, отвечающим на социальный запрос и сформировавшимся в ситуации глобальной смены курса мирового дизайна.

1. Обои Vertigo, BoråsTapeter, студии O-Design. 2. Обои Interlock, Bradbury & Bradbury.

Повзрослевший модернизм 1950–1960-х стал ориентироваться на реальные потребности и восприятие человека и сильно отличался от модернизма 1920–1930-х, который возводил во главу угла идею — будь то функционализм или конструктивизм. Слияние национального и интернационального в творчестве гениальных скандинавов привело к формированию так называемого модернизма «с человеческим лицом», главной целью которого стали комфортные и удобные условия для жизни человека.

Дом, спроектированный архитектором Виллисом Н. Миллсом в 1956 году.

Пусть и объединенный общими идеями, mid-century в архитектуре, интерьерном и предметном дизайне проявлялся по-разному. Обусловлено это было тем, что, несмотря на творчество таких универсальных авторов, как Алвар Аалто, Ээро Сааринен, Арне Якобсен и других, середина XX века стала важным этапом обособления этих профессий друг от друга.

Обложка журнала House & Garden, 1951 год.

MID-CENTURY В АРХИТЕКТУРЕ

Одним из важнейших центров архитектуры в середине прошлого века стала Южная Калифорния, куда эмигрировали многие видные архитекторы и дизайнеры из Старого Света, такие как Рихард Нойтра и Грета Гроссман. Именно здесь под эгидой американского журнала Arts & Architecture и его издателя Джона Энтензы сформировалось профессиональное сообщество модернистов середины века. Энтенза предложил новую концепцию доступного и простого в реализации жилища. Его поддержали Чарльз и Рэй Имc, Ээро Сааринен и многие другие ведущие архитекторы. Одним из итогов их изысканий стала Case Study House Program — программа строительства индивидуальных жилых домов, реализованная во многом на средства самих архитекторов в 1945–1966 годах. Построенные дома были представлены как образцовые примеры, которые могли бы стать основой типовой застройки жилья для обитателей Лос-Анджелеса и Южной Калифорнии среднего класса.

В качестве стройматериалов использовались промышленные новинки, разработанные во время Второй мировой вой­ны. Металлический каркас и панорамное остекление полностью стерли границы между интерьером и экстерьером. Террасы за счет раздвижных перегородок стали логическим продолжением гостиных, сами при этом органично раскрываясь в приусадебный участок. Открытые планировки, разрушающие замкнутые системы комнат-коробок, были призваны воспитать открытость и в людях. Видовые характеристики стали очень важным парамет­ром при выборе участка; порой не очень удобную конфигурацию должен был исправить архитектор, будто заключающий в рамку закаты и восходы на южном побережье.

Одним из лучших примеров подобной «рамочной» архитектуры стал проект Case Study House №22 Пьера Кёнига. Благодаря несущим 30-сантиметровым балкам и 10-сантиметровым квадратным колоннам, а также удачной планировке сохранялась полноценная панорама 270 градусов, которая открывалась не только из гостиной, но и из спальни хозяев.

Кресло Coconut, дизайн Джорджа Нельсона, 1950 год, сегодня является частью экспозиции Музея дизайна Vitra.

MID-CENTURY В ДИЗАЙНЕ ИНТЕРЬЕРОВ

Глобальные изменения произошли в 1950-е и в интерьерном дизайне. Общий курс на удешевление производства сильно изменил цвето-фактурную карту интерьеров, вытеснив дорогие породы дерева и цветные металлы. Нефункциональный декор свелся к минимуму, при этом сами предметы интерьера сильно повысили свои декоративные качества, став фокусными точками в интерьере.

Дизайнеры пришли к концепции свободной планировки и начали разрабатывать новые методы зонирования, отказываясь от лишних перегородок даже в интерьере городской квартиры. Оттенки белого и светлые тона выбирались для окраски стен с той же целью — раздвинуть границы помещения.

Кресло Oculus, дизайн Ханса Вегнера, 1960 год.

Все большее внимание уделялось бумажным обоям, которые предусматривали простоту монтажа и низкую цену, но при этом имели высокие декоративные качества. Интерьеры середины века трудно представить без акцентных обоев, на фоне которых авангардные пластиковые светильники и мебель из гнутой фанеры смотрелись еще эффектнее. Дизайнеры и художники стали создавать рисунки для обоев, выпуская целые авторские коллекции. Принты того времени очень яркие и контрастные: это либо геометрический рисунок, либо растительные мотивы, либо ироничные стилизации, созданные под влиянием поп-арта. Те же мотивы — в дизайне ковров и в рисунках интерьерных тканей.

Дом в Лос-Анджелесе — проект архитектора Пьера Кёнига. В свое время это фото Джулиуса Шульмана стало символом американской мечты.

Помимо обоев и тканей с растительными мотивами, в интерьерах нередко делали акцент на крупные комнатные растения. Пальмы и монстеры, фикусы и кактусы в городских апартаментах стали той природной составляющей, без которой дизайнеры mid-century просто не представляли интерьера.

Особое внимание уделялось сценариям освещения. Альтернативой стандартным люстрам стало многообразие новых потолочных, настенных и напольных светильников, различные комбинации которых могли полностью преобразить интерьер. Сложные системы светоотражателей и рассеивателей превратили светильники в футуристические абстрактные скульптуры, характерные для интерьеров mid-century.

Голландия создал William Watting для Fristho Franeker в 1956 году.

MID-CENTURY В МЕБЕЛИ И ПРЕДМЕТНОМ ДИЗАЙНЕ

Но нигде прогресс не чувствовался так остро, как в мебельном дизайне. Грандиозный рост промышленности и появление новых материалов и технологий открывали перед дизайнерами совершенно новые возможности и ставили новые задачи. Все это не могло не повлиять на формообразование мебели и предметов интерьера. Появились принципиально новые вещи: их форма определялась в первую очередь функцией и материалом, а не классическими стереотипами. Комфорт и удобство человека ставились во главу угла. Жесткие прямолинейные формы раннего модернизма сменились мягкими и криволинейными объемами, близкими к органическим. Большинству предметов того времени присуща известная легкость и изящество. В моду вошли скандинавская простота и органичность.

Многие из наиболее значимых произведений предметного дизайна XX века были созданы именно в mid-century.

Интерьер в стиле 1960-х в Рио-де-Жанейро, архитектор Лоран Круасандо.

При этом они никогда не ассоциировались с определенным временем или стилистикой, оставаясь современными и по сей день. Поэтому вневременные шедевры Арне Якобсена, Джо Понти, Ээро Сааринена, Чарльза и Рэй Имс, Джорджа Нельсона, Ханса Вегнера и других выпускаются до сих пор и с успехом встраиваются в абсолютно разные интерьеры.

Уникальность стиля середины XX века заключается в том, что авторы тех лет часто не только создавали произведения, но и разрабатывали технологии их производства. Изготовление прототипов было приближено к акту искусства. Так, Арне Якобсен, словно скульптор, в своем гараже лепил из глины прототип Egg Chair, Гарри Бертойя экспериментировал с точечной сваркой, а Исаму Ногучи, вдохновленный японскими фонариками, создавал свои светильники из рисовой бумаги. Плодом этих поисков и экспериментов стали не только уникальные предметы дизайна, но и вся современная мебельная индустрия.

Фрагмент интерьера шоу-рума Dimore Studio.

MID-CENTURY И КОЛЛЕКЦИОННЫЙ ДИЗАЙН

Творческая составляющая дизайна и делает оригинальные произведения середины XX века настолько привлекательными для коллекционеров по всему миру. Многие шедевры неотделимы от личности автора. Именно эта характеристика, как правило, выступает определяющей при выборе того или иного предмета для коллекционирования. Особую ценность представляют авторские прототипы, штучные вещи или небольшие серии предметов, выпущенные для конкретного интерьера. Такие предметы наравне с произведениями искусства становятся жемчужинами коллекций ведущих галерей и выставляются на торги наиболее значимыми аукционными домами, такими как Christie’s и Sotheby’s.

Торшер Akari, дизайн Исаму Ногучи, Vitra.

Авторские произведения середины прошлого века могут стать фокусной точкой в современном интерьере. Но куда интереснее использовать в проекте не признанный шедевр, а редкую вещь малоизвестного датского или финского дизайнера.

Настольная лампа Nesso, дизайн Джанкарло Маттиоли, Artemide, 1967 год.

При этом авторская мебель была лишь малой частью того, что выпускалось в то время, — основной упор делался на массовое производство. Идеи знаменитых дизайнеров унифицировались, упрощались и адаптировались под фабричный процесс, часто теряя характерность и уникальность облика, но продолжая соответствовать стилистике времени. Главным была простота производства и, как следствие, доступность для среднего класса. Подобные фоновые предметы, не имеющие автора и выпущенные тысячными тиражами, просто не могут стать знаковыми для современного интерьера и стоить дорого. Тем более далеко не все предметы того времени могли похвастаться высоким качеством сборки и используемых материалов. Модернизм середины века был интернациональным стилем, и его эстетика проявилась во всех странах, независимо от уровня развития там мебельной промышленности.

Дизайнеры (слева направо): Джордж Нельсон, Эдвард Уормли, Ээро Сааринен, Гарри Бертойя, Чарльз Имс, Йенс Ризом. Съемка для журнала Playboy, 1961 год.

MID-CENTURY В СССР

Формально к mid-century относится и советская мебель тех лет. Но редкие ее экземпляры достойны второй жизни, конечно, если с ними не связана какая-нибудь важная семейная история. Сама по себе оригинальность дизайна мебели, выпущенной в СССР в середине прошлого века, вызывает большие сомнения. Как бы ни враждовали идеологии, но в ситуации технологического отставания в сфере производства товаров массового потребления очень многие предметы мебели и бытовой техники тех лет создавались путем копирования или переработки западных аналогов. Большое влияние оказала прошедшая в 1959 году при Хрущеве в парке «Сокольники» Американская выставка, где был представлен образец жилого дома, наполненный современной мебелью и бытовой техникой. Помимо прочего, была выставлена мебель Ээро Сааринена и супругов Имс, которые участвовали также в дизайне павильонов выставки.

Советская промышленная выставка в Сокольниках, мебель советского дизайнера Юрия Случевского, 1959 год.

В 1962 году открылся Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ), задачей которого стала разработка оригинального дизайна предметов массового потребления. Но, как правило, самые интересные проекты оставались на бумаге или в виде прототипов, а в производство шли вещи проще, дешевле и подходящие под возможности советского производства. Так что в вопросе советского дизайна гораздо важнее идеи и проекты того времени, а не выпускаемые предметы.

Farnsworth House, архитектор Людвиг мис ван дер Роэ, 1951 год. Вверху Обои в стиле mid-century modern, Walnut Wallpaper.

MID-CENTURY В СОВРЕМЕННОМ ДИЗАЙНЕ

Помимо переиздания культовых предметов и восстановления исторических паттернов обоев и тканей, сегодня многие бренды, такие как Minotti, Arflex, Baxter и другие, выпускают совершенно новые предметы в стилистике mid-century. Пусть они и не имеют аналогов в прошлом, но созданные из современных качественных материалов способны стать отличной альтернативой винтажным предметам, легко вписываясь в интерьеры mid-century.

Кресло Prince, дизайн Родольфо Дордони, Minotti, 2012 год.

Вдохновляются эстетикой того времени и многие современные дизайнеры, например, Эмилиано Сальчи и Бритт Моран из Dimore Studio, которые работают со стилем по-новому, делая его богемным и респектабельным. И сегодня возможно создать актуальный интерьер, передающий эстетику 1950-х. Ведь стиль интерьера определяют даже не вещи, а то, как дизайнер сочетает их между собой.

Квартира в Париже, проедизайнера Саши Айот.Квартира в Париже, проект дизайнера Саши Айот.

Как возник Mid-Century Modern

Термин Mid-Century Modern закрепился за предметами, созданными в середине XX века, после выхода в 1984 году книги «Mid-Century Modern: Furniture of the 1950’s». В ней журналист Кара Гринберг описывала работы американских дизайнеров послевоенного периода (Чарльза и Рэй Имз, Джорджа Нельсона, Флоренс Кнолл, Исаму Ногучи). Сегодня его границами принято считать 1933–1965 годы. Серьезный интерес к дизайну этих лет возник в конце 90-х: о Mid-Century Modern написали интерьерные журналы, мебель этого периода стала появляться в рекламе и телевизионных ток-шоу, в кино и сериалах.

Дизайнерские изделия этого времени прекрасно сочетаются с современным искусством, и в 2005 году постоянным спутником Art Basel стала первая международная ярмарка Design Miami, большую часть которой занимали стенды, посвященные Mid-Century Modern.

Параллельно предметы коллекционного дизайна Mid-Century Modern заинтересовали инвесторов. В 2000-х аукционный дом Wright, а за ним Phillips, Christie’s, Sotheby’s и другие открыли отделения, посвященные исключительно дизайну, а важную часть их торгов стали составлять предметы, относящиеся к периоду Mid-Century Modern. На них обратили внимание серьезные коллекционеры, а цены стали стремительно расти. Самые востребованные сегменты рынка сегодня — Скандинавия (Ханс Вегнер, Арне Якобсен, Финн Юль, Кааре Клинт, Гуннар Асплунд, Алвар Аалто, Ээро Сааринен), Франция (Жан Пруве, Шарлотта Перриан, Пьер Жаннере) и Италия (Джо Понти, Освальдо Борсани, BBPR). Однако они уже хорошо исследованы и серьезных потрясений от них никто не ждет. Открытием последних двух лет стали, например, бразильские дизайнеры (Жозе Занин Кальдас, Лина Бо Барди, Жоаким Тенрейро, Серхио Родригес, Оскар Нимейер).

1 из 6 Скандинавский дизайн — стенд галереи Dansk Møbelkunst Gallery на ярмарке Design Miami /Basel © пресс-служба Скандинавский дизайн — стенд галереи Dansk Møbelkunst Gallery на ярмарке Design Miami /Basel © пресс-служба Мебель Пьера Полена — стенд галереи Jousse Enterprise на ярмарке Design Miami/Basel © пресс-служба Мебель Жана Пруве и Шарлотты Перриан — стенд François Laffanour — Galerie Downtown на ярмарке Design Miami/Basel © пресс-служба Разборный дом и мебель Жана Пруве — стенд галереи Patrick Seguin на ярмарке Design Miami/Basel © пресс-служба

Насколько Mid-Century Modern популярен в России

В Россию, по признанию специалистов, интерес приходит с небольшим опозданием. По словам исследователя коллекционного дизайна Павла Ульянова, серьезных коллекционеров, готовых заплатить за стул для коллекции или ради инвестиции даже €3 тыс., у нас почти нет. Алина Пинская, владелица московской галереи «Палисандр», считает, что эта область уже представляет интерес для людей, профессионально разбирающихся в вопросах дизайна, но коммерческий спрос только зарождается.

Популярность предметов дизайна середины ХХ века вполне закономерна, считает Павел Ульянов: «Это процесс совершенно естественный, так как в условиях, когда главная цель современных дизайнеров — просто больше продать, ничего не остается, как вернуться к вещам времен попытки построения социального государства, когда дизайнеры создавали предметы, ориентированные на человека».

«Классика, которая прекрасно смотрится в современных домах, — так характеризует предметы середины прошлого века Кристина Краснянская, основательница галереи Heritage, специализирующейся, в частности, на советском дизайне середины ХХ века. — Поскольку эти вещи задумывались для более маленьких послевоенных домов, они подходят для жителей сегодняшних городов, они мобильны и легки, эргономичны и функциональны. Тонкие ножки, гладкие поверхности, изогнутые и четкие геометрические формы, минимум декора, сопоставление контрастных ярких материалов, все это по-прежнему выглядит очень современно».

1 из 6 Экспозиция галереи Mirra © галерея Mirra © галерея Mirra © галерея Mirra © галерея Mirra © галерея Mirra

Какие вещи периода Mid-Century Modern можно считать коллекционным дизайном

Надо четко разделять предметы, относящиеся к коллекционному дизайну эпохи Mid-Century Modern, и вещи, просто созданные в середине прошлого века. Коллекционными считаются прототипы или предметы, выпущенные при жизни дизайнера. Очень важны имя автора, награды международных профильных смотров, конструкция или материалы, использование которых оставило след в истории дизайна. Вместе с тем существуют вещи этого периода, может, и очень качественные, но безымянные, которые, соответственно, ценятся меньше. Предметы же, которые производят сегодня, пусть даже и по чертежам самих дизайнеров, коллекционной ценностью не обладают.

Хорхе Залзупин, стеллаж © галерея Gate 5

Как формируются цены на коллекционный дизайн

Пример формирования цены на предметы дизайна середины ХХ века приводит Павел Ульянов: «Сравним работы трех датских дизайнеров — Финн Юля, Иб Кофод-Ларсена и Арне Ховманд-Олсена, которые учились вместе, исповедовали одни и те же принципы, использовали очень качественные материалы. Человеку неподготовленному кресла последних двоих по исполнению, художественной форме и эргономике могут понравиться даже больше, чем работы Финн Юля. Однако имя Финн Юля широко известно, он только в Дании выиграл не меньше 16 выставок гильдии мебельщиков, взял несколько «Золотых циркулей» в миланском «Триеннале» (музей дизайна Triennale di Milano. — «РБК Стиль»), участвовал в организации исторической выставки Good Design, оформлял зал заседаний ООН в Нью-Йорке, поэтому его работы стоят сегодня десятки тысяч евро, мебель менее известного Ларсена — несколько тысяч, а Олсена — только несколько сотен евро».

По словам Орели Жюльен — основательницы консалтинговой компании Aurelie Julien Collectible Design, работающей с архитекторами и частными клиентами, — и консультанта по вопросам приобретения коллекционного дизайна, помимо имени дизайнера, важными составляющими цены выступают провенанс и состояние (сохранность) предмета.

1 из 5 Шарлотта Перриан, кресло © Marie Clérin Laffanour Galerie Downtown BBPR Studio, потолочный светильник, модель № 2045, 1962 © галерея Nilufar Ханс Вегнер, стулья Wishbone, 1949 © галерея «Палисандр» Джо Понти, табуреты, 1950-е © галерея «Палисандр»

Выгодная ли это инвестиция

С начала 2000-х годов рынок дизайна середины ХХ века демонстрирует устойчивый рост, цены на некоторые предметы возросли в несколько раз.

Настоящим событием на рынке Mid-Century Modern считается продажа на Christie’s в 2005 году письменного стола Карло Моллино за рекордные на тот момент $3,8 млн. Другой пример — в 1996 году аукционный дом Wright продал журнальный столик Исаму Ногучи примерно за $9 тыс., а в 2005-м очень похожая вещь того же дизайнера ушла за $330 тыс. Стул Жана Пруве, который в конце 90-х можно было купить за €150, сегодня стоит €5–7 тыс.

Владелица галереи Mirra Ирина Могилатова рассказывает, что купленные несколько лет назад кресла Освальдо Борзани 40-х годов оказались настолько редкими, что музей Triennale di Milano запрашивал их на выставку дизайнера, проходившую в 2018 году, а сами они подорожали уже в четыре раза. Участник Cosmoscow и Антикварного салона Ольга Егармина, владелица галереи «Тираж 1/1» (Tirage Unique) говорит: «Пять лет назад в одной маленькой галерее в Швейцарии я обнаружила два знаменитых кресла-кенгуру Пьера Жаннере за €30 тыс. Сейчас одно стоит около €50 тыс.».

1 из 2 Пьер Жаннере, кресла «Чандигарх», галерея «Тираж 1/1» ​(Tirage Unique) © Галерея «Тираж 1/1» (Tirage Unique) Шарлотта Перриан, комод, галерея «Тираж 1/1» ​(Tirage Unique) © Галерея «Тираж 1/1» (Tirage Unique)

Орели Жюльен считает, что для коллекционирования Mid-Century Modern годовой бюджет должен составлять минимум €500 тыс. На эти деньги можно будет собрать коллекцию из 10–20 более-менее значимых предметов.

При этом необходимо помнить, что рынок коллекционного дизайна не регулируется и не дает никаких гарантий. Говоря о ликвидности этих активов, нужно учитывать довольно узкий круг покупателей, который еще более сужается по мере роста цены. Ждать быстрого возврата инвестиций не следует. Поэтому покупать надо предметы, с которыми нравится жить. Для получения максимальной прибыли необходимо следить за спросом и продавать вещь на его пике. Дизайн намного менее подвержен колебаниям цен, чем, например, произведения искусства.

1 из 5 Карло Молино, стол для Королевского общества страховой взаимопомощи, 1946-1948. Эстимейт $180–220 тыс., продан за $470,500 © аукционный дом Phillips Исаму Ногучи, стол The Goodyear, 1939. Эстимейт $2–3 млн, продан за $4,450,500 © аукционный дом Phillips Карло Моллино, стол, 1949. Эстимейт $600–800 тыс., продан за $986,500 © аукционный дом Phillips Финн Юль, кресло Chieftain, 1950. Эстимейт £150–250 тыс., продано за £290,500 © аукционный дом Phillips Пьер Жаннере, комплект из шести кресел модели № PJ-SI-28-D «Чандигарх», 1953-1954. Эстимейт £30–50 тыс., продан за £40 тыс. © аукционный дом Phillips

Шпаргалка начинающего коллекционера

Тем, кто всерьез подумывает заняться коллекционированием дизайна Mid-Century Modern, Алена Пинская рекомендует углубиться в тему или довериться профессионалам. А эксперты Кристина Краснянская и Павел Ульянов советуют придерживаться следующих правил:

  • обращайте внимание на известность автора: если его имя относится к первому ряду дизайнеров, это, безусловно, ваши голубые фишки, которые уже получили одобрение рынка;
  • творчество любого дизайнера делится на периоды, и наиболее ценен тот, в который он сделал свои лучшие вещи, принесшие ему известность;
  • очень важно состояние предмета — изучайте так называемый condition report: чем меньше вмешательств и реставрации, тем лучше;
  • провенанс или история перемещений предмета с момента создания и до сегодняшнего дня (его участие в выставках, награды, упоминание в публикациях, книгах и каталогах, принадлежность к известным коллекциям и людям) должны быть абсолютно прозрачными;
  • некоторые вещи выпускались сериями, и версия, выпущенная раньше, будет стоить дороже;
  • ценность увеличивает наличие оригинального клейма автора или производителя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *