Способы борьбы с гололедом

Иностранный опыт: 5 реагентов в борьбе с гололедом

Одной из главных проблем коммунальных служб всегда считается уборка снега и наледи, и несмотря на постоянное внедрение новых способов спасения от гололеда, соль по-прежнему в ходу. The Village собрал 5 технологий очистки улиц в тех странах, где зимой выпадает снег, узнал об их плюсах и минусах и взял комментарии у экологов, обувных мастеров и простых жителей.

СОЛЬ (NaCl)

ПЕТЕРБУРГ, МОСКВА, КИЕВ

Дешевизна
Вред. Соль — это хлорид, очень активное вещество. Например, несколько лет назад она привела к аварии на Южной подстанции (Петербург), разъев провода, проложенные под землей. Соль приводит к коррозии труб, мостов, автомобилей, вызывает аллергию, вредит обуви, одежде, лапам животных и историческим памятникам. Не говоря уже об окружающей среде, так как попадает в подземные воды, почву и реки.

Тротуары посыпают технической солью или соляными смесями на ее основеУборка снега в Киеве

МОСКВА

В уборке территорий столица продвинулась дальше остальных регионов. Московские дорожники гордятся своей системой превентивных мер: еще до выпадения снега дороги обрабатывают жидкими реагентами — 28%-м раствором хлористого кальция и хлористого натрия (пищевая соль). Обработку делают на основе данных метеослужбы и системы радаров, способных прогнозировать количество осадков с точностью до 1 мм воды или 1 см снега. Московские коммунальщики любят реагенты — в этом году они впервые решили посыпать ими дворы и резко увеличили объемы закупок твердых химикатов.

270 000 тоннами соли засыпают площадь в 88 млн кв. м. Зимой на уборку московских дорог уходит 2,1 млрд рублей ежемесячно.

КИЕВ

Соль (NaCl) и песок — основные средства, использующиеся для удаления снега и льда с дорог в городе. Однако сама технология уборки выстроена не очень разумно: днем дороги посыпают солью, а вечером убирают снег.

Белым по серому: Итоги снежного января в Киеве

ПЕТЕРБУРГ

Климат Петербурга, а точнее сильные перепады температур, очень неудобен для коммунальных служб: на дорогах и тротуарах образуется либо гололед, либо слякоть. Чтобы они не появлялись, нужно очень оперативно убирать выпадающий снег. Вместо этого коммунальщики массово используют самый дешевый реагент — техническую соль.

Тысячи людей и машин спасали Петербург от снега минувшей ночью

Игорь Симкин, житель Петербурга: «В этом году пострадали мои кроссовки — прямо будто оплавились. В прошлую зиму убил „Тимберленды“. В общем, у нас, видимо, только валенки в живых остаются после зимы, да утепленная резиновая обувь. А по существу, считаю, что соли у нас почему-то не жалеют и раскидывают, даже если нет снега. То ли потратить хотят для галочки, то ли начальству угодить, то ли подстраховаться. Пусть посыпают, но без фанатизма и когда нужно».

Также на улицах можно встретить песок и следы действия специальной смеси «Бионорд», которой очищают тротуары. В нее входят три вида соли: хлористый кальций, хлористый магний и хлористый натрий. На зиму город закупил 92 000 тонн «Бионорда». Для снеговой каши, которая получается в результате действия соли, даже есть специальное название — шуга. Соль способна плавить лед вплоть до температуры минус 21 °С, однако при опускании столбика термометра ниже минус 9–10 °С ее эффективность резко падает. В Финляндии соль перестают использовать, как только температура опускается ниже минус 5 °С. Финские метеорологи утверждают, что дороги становятся менее скользкими при очень низких температурах.

Мнение: Химические реагенты на дорогах

Евгений, мастер ремонта обуви «Vip-мастер»: «Сильнее всего соль разъедает нитки. Поэтому прошитая обувь страдает больше всего. К тому же за последние годы упало качество обуви: изменилась технология изготовления, участился заводской брак, материалы стали хуже. Поэтому обувь от соли страдает очень сильно. Если же говорить о кожаной обуви высокого качества, то при каждодневном уходе за ней, просушке особенного вреда соль не причиняет. В годы с малым количеством снега, наоборот, обувь сильнее стирается, значительно возрастает ремонт набоек и накатов».

ФРИКЦИОННЫЙ МЕТОД:
ПЕСОК И КАМЕННАЯ КРОШКА

АВСТРИЯ, ФИНЛЯНДИЯ, ГЕРМАНИЯ, ШВЕЦИЯ И ДРУГИЕ

экологичность, возможность повторного использования
задерживается на проезжей части не более чем на полчаса:
ее сносит ветром, колесами автомобилей и ногами пешеходов.

В Хельсинки снег утрамбовывают и посыпают каменной крошкой

После долгих проб, ошибок и научных исследований Европа практически полностью отказалась от использования химических реагентов для плавления снега и льда. В Берлине, например, закон разрешает использовать соль только на опасных участках дорог. Химикаты наносят слишком очевидный вред окружающей среде и городскому хозяйству. Мелкий песок — тоже не лучший вариант. Он пылит, попадает в легкие и не годен к вторичному использованию. Тогда как гравий и каменная крошка — экологичны и экономичны, хотя изначально и обходятся дороже соли.

Весной крошку снова собирают специальными аппаратами, напоминающими пылесос, моют и используют повторно в следующем году.

Степан, житель Вены, эмигрировал из России в Австрию: «Не успело и полчаса пройти, как снег пошел, а на улицах спецмашины городского муниципалитета уже вовсю рассыпают мелкий гравий».

Метод разбрасывания песка и прочих абразивных (твердых и мелкозернистых) материалов называют фрикционным: гололед этим способом полностью не устранить, но сцепление с дорогой улучшается. Главное условие для использования этой технологии — дороги нужно чистить практически до асфальта сразу после снегопада или во время него. В некоторых городах Европы даже существуют специальные ящики с гравием, расставленные для пешеходов, чтобы жители могли сами разбросать песок, если очень скользко. Кстати, такие ящики иногда можно встретить и в Петербурге, например на Большом Сампсониевском проспекте и возле метро «Старая Деревня».

В 2010 году на содержание дорог зимой в Финляндии было выделено 22 млн евро, однако из-за сильных снегопадов бюджет был превышен на 17 млн.

Аврора Рамо, жительница Хельсинки: «Когда снег идет ночью, его, как правило, очищают прежде, чем люди просыпаются и едут на работу. Но если снега много, то убирать его не успевают, и тогда останавливается всё! Три дня назад я ждала автобус 45 минут: они просто никуда не едут, хотя обычно ходят раз в 10 минут. Иногда пассажирам даже приходится выталкивать автобус из снега. Насчет льда — не знаю, как часто тротуар посыпают крошкой, но я этой зимой ни разу не поскользнулась, даже очень пьяная. И с обувью всё в порядке. Это касается улиц, а во дворах никто не несет ответственности за разбрасывание гравия, моя бабушка недавно из-за этого упала на льду. А вот в Берлине зимой очень скользко. В прошлом году я чувствовала себя так, как будто пришла на каток без коньков».

МЕТОД ТОРГЕЙРА ВАА

ШВЕЦИЯ

эффективность, экологичность, долговременный результат
нужна специальная дорогостоящая техника

Метод, придуманный Торгейром Ваа, внедряется в Швеции в экспериментальном порядке

В 2004 году в Швеции внедрили новый метод борьбы с гололедом, который придумал шведский ученый Торгейр Ваа. Мелкий песок в пропорции 7 к 3 смешивают с горячей водой 90–95 °С и разбрызгивают на улицах. Горячий песок вплавляется в снег и делает поверхность шероховатой. Такой обработки хватает на 3–7 дней с ежедневным трафиком около 1 500 автомобилей. Или пока не пройдет новый снегопад.

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ХИМИКАТЫ

США, КАНАДА, НОВАЯ ЗЕЛАНДИЯ

Хлорид магния

высокая эффективность
дороже, чем техническая соль, и вызывает
еще более сильную коррозию металлов

Великие соляные озера в штате Юта

Американцы и канадцы для очистки улиц и тротуаров используют в основном хлорид магния, который добывают на Великих соляных озерах в штате Юта. MgCl2 cодержит меньше хлора, чем остальные хлориды, а его эффективность при меньшем расходе значительно выше. Зимой 2010 года штат Мэриленд потратил 50 млн долларов на очистку дорог, штат Вирджиния — 79 млн долларов. В Канаде на содержание дорог зимой ежегодно выделяют 1 млрд долларов.

Иван, житель Ванкувера, переехал из России в Канаду: «В Ванкувере дороги солят хлоридом магния не то чтобы обильно… снега никакого не надо. Некоторые места просто засыпали ровным слоем соли, асфальта видно не было. Причем не важно, сколько выпадает снега, пусть хоть полсантиметра — на него вывалят сантиметр соли».

Кальциево-магниевый ацетат
и хлорид кальция

экологичность
высокая стоимость, нельзя применять при низкой температуре

Снегопад в Веллингтоне

Кальциево-магниевый ацетат используют в большинстве городов Новой Зеландии. Для металлов он не вреднее воды, да и на окружающую среду оказывает небольшое влияние за счет отсутствия иона хлора. Однако этот химикат используют только до минус 7 °С. Популярным средством также является хлорид кальция. Кстати, его 10%-й раствор продается в аптеках, а в бытовых условиях CaCl2 применяют для приготовления творога.

Мочевина

полезна для окружающей среды
в 7 раз дороже соли, малоэффективна

Подвесной мост, который очищают от снега с помощью мочевины

Из органических средств чаще всего используют мочевину. Благодаря низкой коррозионной активности, она обычно применяется для удаления льда с висячих мостов. Мочевина нетоксична, но недостаточно эффективна для использования в больших городах.

НИКАКИХ СРЕДСТВ

ЯПОНИЯ И ОСТАЛЬНЫЕ 230 СТРАН

После снегопада в префектуре Аомори

В горах Японии за зиму выпадает до нескольких метров снега, а в городах — по 15–20 см за ночь. В результате к концу зимы тротуары и междугородние дороги превращаются в узкие снежные каньоны со стенами высотой в 2 человеческих роста и выше. Однако дороги в Японии никак не обрабатывают, только счищают снег. Потому в городах гололед не такое уж редкое явление. При этом шипованные шины в стране запрещены. Кстати, уборка снега возле домов и на тротуарах — задача самих жителей.

Мария, живет в Саппоро: «Чтобы хоть как-то преодолеть гололед, граждане натягивают специальную зимнюю обувь, представляющую собой резиновый сапог с толстой рифленой подошвой».

МНЕНИЕ ЭКОЛОГА

Семен Гордышевский, председатель правления НП «Санкт-Петербургский экологический союз»: «Лучший способ — всего лишь вовремя и дочиста убирать снег. Финны и шведы с этим легко справляются. В Финляндии принят наиболее безопасный для окружающей среды регламент, утверждающий минимальное использование соли. В Петербурге же ждут, когда снег утопчут до наледи, а затем засыпают ее солью. Мало кто задумывается о том, куда соль девается с улиц. А она либо с тротуаров и снегоплавильных установок попадает в канализационные стоки и затем отфильтровывается на очистных сооружениях, либо стекает с водой в каналы и выносится в залив. Причем, как ни странно, первый вариант хуже. Осадок, образующийся в очистных сооружениях, идет на сжигание. А хлор, содержащийся в соли, при сжигании выделяет очень опасные вещества — диоксиды, полициклические ароматические углеводороды и другие соединения. В Петербурге такой осадок сжигают 3 завода. И вся сгоревшая бытовая химия, моющие средства и соль в виде опасных соединений разносятся от них ветром по городу».

Борьба с гололедом

На сегодняшний день специалисты признают, что из всех средств борьбы с гололедом самыми эффективными оказывается использование противогололедных материалов. При этом самыми распространенными средствами, которые доступны в загородном хозяйстве и которые показывают самые хорошие результаты, являются поваренная соль, песок и зола. Но учтите, что очень эффективно использовать не мелкую соль, а крупного помола.

В целом же, как средства борьбы с гололедом, хорошо себя зарекомендовали три типа материалов, на которых мы остановимся чуть подробнее. Первый вид материалов это инертные средства. Так, борьба с гололедом перестает мучить людей, если при этом способе применяются песок и щебень. Тогда коэффициент скольжения будет значительно снижен.

Очень хороших результатов можно добиться и при использовании второй группы материалов – твердых реагентов. К ним относятся соляные и песчано-соляные гранулированные смеси, а также кальцинированный и чешуированный хлорид кальция. Для того, чтобы и дальше порадовать любителей химии, добавим, что прекрасный эффект достигается и при использовании чешуированного хлорида магния.

Третья группа средств, которые достаточно часто применяются при желании избавиться от гололедицы зимой, — это жидкие химические реагенты. К данной группе специалисты относят различные ацетаты калия, а также препарат под названием ХКМ. За этой достаточно сложной аббревиатурой скрывается не менее сложное понятие: это хлорид кальция, который модифицирован с ингибиторами коррозии.

Но, стоит помнить, что хотя такие средства, как правило, показывают очень хорошие результаты и позволяют беспрепятственно пользоваться дорожками после оттепели в саду и около дома, но, в то же время большинство из них способно нанести вред, как доказали ученые, окружающей среде. Поэтому, если вам нужно избавиться от гололеда на небольшом участке земли, то лучше для этого пользоваться старыми проверенными средствами, такими как песок, соль и зола.

Хотя при возможности от соли тоже лучше будет отказаться: ведь засоление вашего участка вам не к чему. Однако, когда соль применяется в небольших пропорциях, то серьезной угрозы она для растительности загородного сада не представляет. Практика показала, что наиболее часто в загородной частной местности владельцы участков все же стараются использовать песок, как самый доступный и дешевый вид средства борьбы с гололедом.

Поэтому, советуем вам сегодня, когда природа пока нас мучает только частыми дождями, уже сейчас позаботиться о том, чтобы у вас был запас того средства для борьбы с гололедом, которому вы отдадите свое предпочтение. В целом же советуем вам, чтобы этой зимой у вас было меньше неприятных падений из-за гололеда.

Борьба с гололедом: эффективно и экономно

Сегодня для борьбы с гололедом ничего кроме соли и солесодержащих смесей не придумали. Поэтому среди множества содержащих соль товаров, нужно найти оптимальное средство, которое будет и эффективным, и безопасным, и экономным.

Что нужно знать при выборе противогололедного материала?

Чтобы выбрать стоящий антигололедный продукт, важно знать, из чего он состоит и как работает. Есть несколько видов смесей от гололеда:

  1. Соль техническая. Она работает при температурах до -15°С, где происходит большое механическое воздействие, например, активное движение машин и людей.
  2. Песок с солью. Эта смесь также работает при температурах до -15 градусов при механическом воздействии. Кроме того, песок является абразивом: он сдерживает скольжение, но быстро разносится на обуви по помещениям, оставляя грязь.
  3. Противогололедные материалы – это смесь из нескольких компонентов. Она работает при температурах от -25 до -35 градусов практически в любом месте. Материал эффективен и экономичен: его нужно меньше, чем других средств, чтобы справиться с задачей. Благодаря этому он совершенно безопасен как для природы, так и для человека. Есть противогололедные материалы, в которые добавляют мраморную крошку. Этот компонент работает как абразив.

Как работает антигололедный материал?

Противогололедный продукт насыпается на лед, быстро поглощается им, превращается в раствор и выделяет тепло. Гранулы проникают в лед и разрушают его. Затем образовавшуюся смесь нужно просто убрать лопатой. Кроме того, гранулы впитывают влагу и создают на очищенной поверхности защитную пленку.

Эффективно бороться с гололедом предлагает компания «Соль Сибири». Она представляет два противогололедных продукта, которые просты в использовании, безопасны и экономичны. Это антигололедный материал UOKSA Актив (-30°С) и антигололедный материал UOKSA Двойной Контроль (-25°С) с мраморной крошкой.

UOKSA Двойной Контроль (-25°С) включает в себя два компонента – соль и мраморную крошку. Благодаря им он комплексно воздействует на поверхность. Реагент подходит для обработки дорог, промышленных зон, придомовых территорий.

Основные характеристики:

  • тип состава – комбинированный;
  • эффективность при температуре окружающей среды до -25°С;
  • средний расход – 70 г/кв.м;
  • фасовка – 20 кг;
  • упаковка – полиэтиленовый или полипропиленовый пакет;
  • страна изготовитель – Россия.
  • имеются фасовки по 1 кг и по 5 кг.

UOKSA Актив -30°С имеет универсальный состав и подходит для обработки поверхностей для дорог автотранспорта и пешеходных переходов, а также дворовые территории, пандусы, тротуары, пешеходные дорожки. Эта смесь обладает высокой эффективностью и показывает отличные результаты при температуре окружающей среды до -30°С.

Основные характеристики:

  • фасовка – 20 кг;
  • средний расход – 50 г/кв.м;
  • упаковка – полиэтиленовый или полипропиленовый пакет;
  • страна изготовитель – Россия;
  • имеются фасовки по 1 к. и по 5 кг.

ООО «СОЛЬ СИБИРИ»
г. Барнаул, ул. Антона Петрова, 198, ​17 офис; 2 этаж
Тел.:+7-923-002-88-86
+7-929-397-02-09
+7-923-001-11-13
Сайт
Instagram

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *