Реставрация позолоты

Реставрация позолоты на дереве

Позолоченное дерево, старинное и не очень, можно отреставрировать различными способами, часто традиционными, но вполне доступными. Ишаг за шагом поблекшие позолоченные скульптуры, рамы для картин, резьба на мебели вновь обретут свой былой блеск.

Сусальное золото придает предметам великолепный вид, но не лучшим образом влияет на их прочность- поверхность становится довольно хрупкой. Внаши дни чаще всего золотом покрывают багет для рам, но оно великолепно смотрится на самых разных предметах: лепных украшениях и скульптуре, изделиях из металла или фарфора и даже на мебели. Вэтой статье мы расскажем о реставрации только позолоченного дерева, поскольку она наиболее трудоемка.

Прежде чем приступить к реставрационным работам, следует определить их объем и удостовериться в их необходимости. Хорошая очистка иной раз дает лучший результат, чем нанесение толстого слоя лака, имитирующего золото.

В XVII и XVIIIвв. сусальное золото наносилось на деревянную резьбу поверх грунтовки. Из соображений экономии с XIXв. и до наших дней золотом покрывается затвердевшая, отлитая в форме масса, наклеенная на деревянное основание. Со временем, в результате деформации дерева или старения массы, ее позолоченные фрагменты начинают осыпаться. Единственный выход- замена утраченных участков. Слепок с сохранившихся элементов можно сделать либо традиционным составом, состоящим из мела, столярного или костного (аеще лучше- рыбьего) клея и белил, либо более современными специальными синтетическими составами (например, фирм Dugform или Darwi).

Основа всех подготовительных операций, столярный, костный или рыбий клей, продается в пластинках или порошке. В первом случае клей, нарезанный на мелкие кусочки, должен размокать в холодной воде не менее 12 часов. Порошкообразный клей в замачивании не нуждается. Воду нагревают на водяной бане и размешивают с клеем из расчета 1:7.
При чистке позолоченной поверхности следует соблюдать осторожность. Пользоваться старыми рецептами, вроде яичного белка, смешанного с щавелевой кислотой, или картофеля, нежелательно, ибо в первом случае можно снять слой позолоты, а во втором- втрещинках основания могут застрять частицы, которые впоследствии заплесневеют. Лучше очистить поверхность куском хлопковой ваты, смоченной специальными чистящими средствами, например раствором спирта с разбавителем N4 (пиненом). Чтобы избежать плесени, добавляют немного формалина.
Замену отсутствующего элемента резьбы начните с изготовления его пластикового слепка, подобрав идентичный сохранившийся участок.
Перед тем как залить в слепок синтетическую смолу (виксинт или формопласт), смажьте его вазелином. Смола очень пластична, поэтому она точно повторит все линии рельефа.
После застывания смолы осторожно снимите форму и, смазав ее маслом, залейте до краев (но не переполняя) смесью гипса или мела с клеем ПВА либо готовым составом Dugform.
После высыхания выньте элемент из формы, зачистите неровности и подгоните по месту надфилем. Слепок из гипса и ПВА довольно хрупок и потому нуждается в деликатном обращении, в то время как Dugform после застывания становится похожим на фарфор и более прочен. Наклеивание производится разогретым столярным, костным или рыбьим клеем с добавлением небольшого количества белил.
Грунт красного цвета (полимент) наносится в 2-3 слоя и закупоривает поры основания перед покрытием его воском под позолоту.
После высыхания воск полируют мягкой тряпкой. Так как воск имеет дурное обыкновение со временем окисляться, его стоит применять только для ретуши на наименее ценных предметах.
В случае небольших утрат орнамента слепок можно сделать из формопласта. Размягчите его в руках и наложите на целый фрагмент. Оставьте, чтобы он немного застыл.
Для получения шпатлевки смешайте в сосуде сухие свинцовые или титановые белила с разогретым клеем до получения густой массы, добавьте немного олифы. Полученную массу тщательно разомните руками.
Оставьте шпатлевку на 5часов завернутой во влажную ткань и пластиковый пакет, чтобы добиться ее полной однородности. Она одинаково хорошо подходит как для слепка, так и для его приклеивания, а также для формирования орнамента.
Шпатлевка имеет множество преимуществ. Когда слепок еще мягкий, он может быть без повреждений извлечен из формы и легко вставлен на нужное место.
Небольшие пустоты на участке отбитого орнамента необязательно заполнять слепками, их можно просто заделать шпатлевкой или формапластом. Перед нанесением грунта под золото покройте эти фрагменты несколько раз жидкой грунтовкой, приготовленной из разогретого на водяной бане рыбьего или столярного клея и сухих белил. После высыхания каждого слоя осторожно отшлифуйте поверхность.

Покрытие сусальным золотом

Нанесение на поверхность сусального золота- древняя, закрепленная вековым опытом техника, требующая столько же умения, сколько и терпения, ведь прежде чем приступить к наклейке золотых листков, нужно последовательно проделать около пятнадцати подготовительных операций. От тщательного выполнения этих процессов будет зависеть качество и плотность прилегания золотых листков.

После обезжиривания дерева и нанесения первого слоя клея накладывают несколько слоев грунтовки (мел, рыбий клей и немного льняного масла) поочередно с просушиванием и тонкой шлифовкой. Затем необходимо положить 6-8 слоев белил. Чтобы поверхность осталась гладкой, ее надо быстро высушить. Грунт, тонированный под золото, завершает подготовку основания.

Получаемые путем прокатки листки сусального золота имеют толщину от4 до 8микрон, что позволяет им плотно прилегать к самым мелким деталям поверхности.

Листы сусального золота продаются в виде книжечки. Их ни в коем случае нельзя трогать руками. Дуя сверху, поместите лист на специальную подушечку и специальной полукруглой лопаточкой разгладьте его на плоскости. Затем разрежьте на маленькие квадратики. Чтобы их наклеить, нужно немного смочить грунт раствором для наклеивания позолоты (3объема воды на 1объем костного клея).

Для переноски золотого листка потребуется небольшой заряд статического электричества. Для этого возьмите специальную кисть в виде лопаточки из беличьего меха (можно обычную плоскую беличью кисть для акварели) и потрите ею о щеку или волосы. Притяжение загрунтованной поверхности столь сильно, что намагниченные кистью листики должны с первого раза занять нужное место.

Разгладьте листок сухой беличьей кисточкой с плоским концом и различной длиной ворсинок. Излишек клеевого раствора удалите ватным тампоном, но не водите им по золоту.

Подождите 3-4 часа до полного высыхания грунта, а затем агатовым лощилом (встарину использовали перстень с агатом), слегка придавливая, отполируйте золото на выступающих частях, блеск которых будет контрастировать с матовым оттенком в углублениях. Закрепите покрытие клеем для позолоты, который наносится справа налево по направлению наложения листков друг на друга.

Патинируют золото гуашевыми красками или темперой. Оттенок должен быть достаточно светлый, чтобы объединить и растушевать отполированные места. Нанесите широкой кистью немного краски и удалите ее излишки. Затем закрепите тонировку тряпкой, натертой о брусок чистого воска.

Практические советы

На мебели и деревянных изделиях с позолотой в результате деформаций дерева или при сборке маленькие кусочки могут отбиваться и осыпаться. Это происходит значительно чаще, чем повреждение деревянной основы. Впродаже можно найти средства по уходу и ремонту поверхностей, покрытых сусальным золотом: различные лаки, мастики, воск в брусках. Даже если в ремонте нуждается совсем небольшой участок поверхности, работа должна начинаться с мягкой, но тщательной чистки всего изделия. Небольшие дефекты можно вполне успешно заделать специальным карандашом, имитирующим позолоту, проводя им перпендикулярно царапинам. Эти средства позволяют осуществлять мелкое ретуширование, но не серьезную дорогостоящую реставрацию.

Воск для позолоты существует различных оттенков. Он наносится кисточкой (чаще после наложения слоя грунтовки).

Грунтовка цвета красной охры, положенная в качестве нижнего слоя, придает реставрируемому фрагменту первоначальный вид. После высыхания воска отполируйте поверхность мягкой тряпкой.

Вместо воска можно использовать очень простые в применении лаки для позолоты. При декоративной отделке они способны творить настоящие чудеса. После обезжиривания поверхности лак наносят кисточкой и дают ему высохнуть.

Для быстрого восстановления отколотого маленького фрагмента может служить мастика для позолоты. Возьмите пальцами маленький ее кусочек и размягчите. Вылепите отсутствующую часть и приложите на нужное место. Мастику, как и воск, можно полировать.

Редакция благодарит за консультацию начальника участка по реставрации музейных ценностей ГУПК»ЦЕНТРРЕСТАВРАЦИЯ» Стриженову Майю Александровну.

Золочение по дереву

Как отделать поверхность изделия золочением, серебрением, бронзированием? Золочение по дереву, особенно резьбы, известно с древнейших времен. Особенно широко его применяли для украшения интерьеров и мебели в XVII – XVIII и первой половине XIX веков. В мебели стилей барокко, рококо и ампир позолота является одним из основных способов отделки. Она придает поверхности древесины не только высокую стойкость, но и очень эффектна при сочетании позолоты различных оттенков, от красноватого до зеленоватого, от блестящего до матового.

При золочении кроме общих для всех видов отделки материалов, таких, как клеи, лаки, шлифовальные материалы, применяют и специальные, к которым относится фольга, левкас, полимент и некоторые лаки. Тончайшие листочки металлов, которые получают проковкой металлических пластинок с прокладками из пергамента и других материалов до тех пор, пока масса каждого листочка не станет равной эталонной – около 1 г/ м кв. называют фольгой. При этом толщина фольги доходит до одной стотысячной доли миллиметра.

Обычно для отделки применяют сусальное золото, или двойник, где лицевая сторона (сусало) из золота, а оборотная – из серебра или меди. Его получают совместной проковкой платинок двух металлов. Сусальное золото выпускают в виде книжечек размером 120 х 70 мм или 91,5 х 91,5 мм. В книжечке может быть 10, 30 или 60 переложенных папиросной бумагой листочков. В настоящее время взамен золотой фольги иногда применяют ее имитацию – поталь (шумиха) – сплав меди и цинка (4:1), которая также поступает в продажу в виде книжечек по 100 листочков размером 110 х 110 мм или 150 х 150 мм. Поталь окисляется кислородом воздуха, поэтому при применении ее необходимо защищать слоем лака.

Другим заменителем золотой фольги является муссивное золото, которое представляет собой двухлористое олово в виде порошка, который при смеси с лаком образует эмаль. Покрытие из эмали обладает высокой прочностью, почти не окисляется и хорошо имитирует позолоту.

При золочении применяют левкас и полимент. Левкас изготовляли несколькими способами. Например, в 16 – 20%-ный раствор качественного плиточного столярного клея, нагретого на водяной бане до температуры 50 – 60 градусов, через мелкое сито постепенно вводят порошок осажденного и затем высушенного мела в количестве около 1,5 кг на 1 л клеевого раствора. После тщательного перемешивания получают однородную белую массу, свободно стекающую с кисти в виде длинных нитей. Перед употреблением состав подогревают. Чтобы повысить твердость грунта в состав левкаса иногда добавляют мраморную пудру или тонкомолотый шпат, а для предохранении его от порчи добавляют раствор антисептика, который вводят при приготовлении клеевого раствора.

Связующий раствор, который применяют для приклеивания фольги к левкасу называется полиментом. Сухой полимент представляет собой тонкий порошок, полученный путем переработки железистой глины – болюса. Жидким полиментом называют пасты, полученные смешиванием осажденного болюса или жирной глины, с пчелиным воском, салом, мылом и другими компонентами, имеющими хорошую адгезию к фольге. Полимент приготовляют различными способами, например 1 кг болюса размешивают с водой до получения пастообразной массы, которую затем нагревают на водяной бане. В отдельной посуде приготовляют следующий состав: в небольшом количестве воды разводят 15 г высококачественного мыла (можно «Детское), 10 г очищенного пчелиного воска и 10 г свежего несоленого свиного сала. Этот состав постепенно вводят в подогретый раствор болюса, постоянно помешивая, и варят в течение 4 – 5 ч. После этого полимент сливают в эмалированную или стеклянную посуду и хранят в холодном месте с плотно закрытой крышкой. Перед употреблением его разводят горячей клеевой водой (слабым раствором клея) до рабочей консистенции. Для приготовления полимента рекомендуется применять дистиллированную воду.

Чтобы приклеить фольгу к левкасу вместо полимента можно применять масляные краски. Чаще всего применяют так называемый гульфарбенный лак, представляющий собой смесь масляного лака с натуральной сгущенной олифой в соотношении 2:1. Для ускорения высыхания в лак вводят 15% сиккатива. Скипидаром или уайт-спиритом разбавляют его до рабочей вязкости.

В зависимости от связующего состава золочение может быть клеевое (при применении полимента или клея) или масляное (при применении масляного лака). При клеевом золочении можно получить покрытие с разной степенью блеска – от зеркального до полуматового, с различными оттенками цвета. Такое золочение очень эффектно. При масляном золочении покрытие обладает большой прочностью и водостойкостью, однако оно темнее и однообразно по цвету и блеску. Первое применяют для внутренних, второе – для наружных работ.

Выполняют золочение специальным набором инструментов. Для разрезания листочков золота на части используют золотарную подушку размером 20 х 15 см, которую закрепляют на устойчивом основании. С двух или трех сторон прикрепляют бортики-ширмочки для предохранения фольги от сдувания. Золотарные ножи с двусторонним лезвием бывают разной конфигурации и служат для разрезания листочков золота и переноса их из книжки на подушку. Изготовляют их из гибкой упругой стали.

Левкас, полимент, лаки и листочки золота наносят кисточками различной формы и размеров. Стальные крючки применяют для расчистки и рассечки резьбы после нанесения левкаса.

Технология золочения. Подготовленную под позолоту поверхность древесины проклеивают горячим раствором столярного (мездрового) клея. При этом широкие поверхности, крупную резьбу и места сопряжений отдельных частей конструкции обтягивают смоченной в горячем растворе клея и отжатой редкой льняной тканью – серпянкой. Затем в несколько слоев наносят левкас, просушивая и шлифуя каждый слой. При левкашении резьбы производят рассечку рельефа, чтобы сохранить его четкость. Затем левкас тщательно шлифуют и лощат, доводя его поверхность до высокой гладкости. При клеевом золочении без полимента на слой левкаса наносят подогретый мездровый или осетровый клей и на отлип клея – золотую фольгу кистью-лапкой. Золото прижимают кисточкой или ватным тампоном. При этом способе поверхность получается матовой.

При клеевом золочении с полиментом наносят несколько слоев полимента, просушивают его и лощат суконкой. Наносят на полимент 25%-ный раствор спирта, который растворяет его, и на отлив производят позолоту. Затем полируют поверхность зубком из твердого камня (агата, сапфира). Поверхность получается блестящей.

При масляном золочении по левкасу наносят несколько слоев масляной краски (золотистой охры) и после просушки и шлифования наносят масляный гульфарберный лак. На отлив лакового покрытия накладывают кусочки фольги. Поверхность получается матовой и сохраняет цвет фольги.

На резьбе позолота особенно эффективна, когда блестящие полированные участки перемежаются с матовыми. Поэтому при отделке мебели с резьбой или рам для картин, обычно выполняют выпуклости полированными, а впадины – матовыми. При использовании вместо сусального золота потали, а также серебра делают верхнее покрытие 15 – 20%-ным раствором желатина или спиртовым лаком, что предотвращает окисление металла.

Красивые тона матовой позолоты получают при наклеивании сначала серебряной фольги на свеженанесенный теплый клеевой слой, а затем золотой. Золотую фольгу наклеивают на высохшее клеевое покрытие, смоченное водкой.

Существует и более упрощенный способ золочения, при котором левкаса не применяют. На хорошо выровненную и отшлифованную мелкой шкуркой поверхность наносят два-три раза раствор клея, лучше желатинового. Поверхность просушивают и вновь шлифуют самой мелкой шкуркой (4 – 3). Затем за два-три приема на подготовленную поверхность наносят красный спиртовый лак и на просохшее покрытие – тонкий слой желатинового клея. На просохший и затем смоченный водкой слой желатина накладывают в обычном порядке и закрепляют фольгу. В случае применения потали для серебра делают верхнее покрытие 15 – 20%-ным раствором желатина или светлым спиртовым лаком.

При комбинированной отделке краской и позолотой левкас наносят равномерно на всю поверхности изделия, детали. Затем возобновляют участки с позолотой, а потом красят клеевыми или масляными красками остальную поверхность в соответствии с первоначальной отделкой.

При бронзировании поверхность покрывают порошком бронзы, смешанным с лаком. Смесь наносят кистью. Другим способом бронзирования является нанесение сухого бронзового порошка на поверхность, покрытую лаком, высушенным до отлипа. Для бронзирования применяют масляные и спиртовые лаки. Не следует пользоваться синтетическими лаками. В них бронзовый порошок темнеет. Для отделки мебели применяют также фольгу из анодированного в различные цвета алюминия толщиной 0,1 – 0,2 мм. Для приклеивания фольги к древесине применяют лаки ВФ-2, 88Н и некоторые другие.

История позолоты — Золочение как древнейший вид декоративного украшения предметов

Золото один из самых первых металлов который научился использовать человек. Особое место среди государств древности занимает Египет, у которого была отлажена своя добыча золота и который обладал наибольшей золотодобывающей промышленностью. Кроме солнечного блеска второе свойство которое обнаружили было его невероятная пластичность. Способность расплющивать до состояния тончайшей пленки широко использовалась мастерами. Большинство предметом найденные на раскопках древнего Египта были украшены тонкими пластинками золота, что говорит о рачительности древних правителей, несмотря на огромные запасы этого металла.

Самые тонкие пластины золотые пластины в то время были всего в несколько раз толще изготавливаемых сегодня. Листы закрепляли непосредственно на предметы используя крохотные золотые клепки. Для крепления на дереве использовали нанесенную штукатурку, на которую при помощи клеевых веществ (предположительно яичный белок) прикрепляли наиболее тонкие пластины. Золотые пластинки накладывали на медь и серебро используя в качестве клеевого вещества предположительно смесь камеди и клея. Египтяне далеко продвинулись в металлургическом деле и ко 2 в. до н.э. можно однозначно судить об использовании очистки золота. В 3-2 вв. до н. э. был изобретен способ ртутного золочения – амальгамации, который применялся до изобретения гальванического метода в 19 веке. Древнеримский писатель энциклопедист Плиний Старший живший в начале I в. н.э. описывал способ получения чистого золота очисткой ртутью

В средневековую эпоху тонкие листы сусального золота начали использовать в живописи, о чем написано в Луккском манускрипте 8 века. О получении и применении сусального и твореного золота описывал в своих трактатах Теофил, где подробно рассказал про изготовление сусального золота для украшения нимбов святых и других частей икон. Там же Теофил упомянул и об использовании ювелирами ртутного золота, называя его «фламандским» которые так же, как и египтяне получали позолоченный слой путем соединяя ртути с золотом с последующим его нанесением на предмет и нагреванием до испарения ртути в результате чего образовался стойкий слой позолоты.

Симоном Мартини живший в конце 13 в. был известен своим мастерством в чеканке и его с различными узорными штампами стал распространяться по Италии, но постепенно к 14 веку мастера начали их заменять на более простые и окончательно были вытеснены с введением пейзажного и архитектурного фона.

Италия и Западная Европа в живописи эпохи раннего возрождения широко использовала сусальное золото в изображении одежд. Мастера Северной Европы применяли творенное золото в алтарной росписи различных элементов композиций значительно чаще им изображали те места где есть изображение золота в реальном мире.

Ранние христианские мастера иконописи использовали практически все перечисленные виды художественной отделки.

Русские мастера иконописцы с первых икон использовали все основные приемы золочения.

Декоративным слоем украшали как фон, так и нимбы святых, для этого накладывали покрытие на грунты покрытым слоем охры или чаще всего полименту (рецепты такого золочения дошли до нас с 17 века). К 17 веку в иконописи новым трендом стало письмо так называемым твореным золотом. Которое готовили, перетерев кусочки золота (использовали и смесь серебра и золота называемым «двойником» с камедью и клеевым составом, после чего промывали и просушивали, далее можно было использовать данный состав при письме кистью. Амальгамный метод хоть и был известен средневековым мастерам, но в иконописи распространения не получил.

С развитием стиля рококо, пришедшему на смену барочному в середине 18 века было временем подъема отечественной культуры. Интерьеры этого периода характеризовали большое обилие позолоченных элементов от предметов обихода до лепнины огромных залов. Отличным примером этому является зал Екатерининского дворца в Пушкине, Шуваловский дворец, Мариинский Дворец и другие. В этот период большое распространение получил метод огненного золочения (золотой амальгамы). Сам метод известен еще со времен древнего Египта, на Руси был известен и применялся с 9-10 века и назывался методом жженого злата. Его активно использовали для покрытия деталей архитектуры. Данный метод очень стойким к внешней среде, но очень вредным в производстве. Для получения амальгамы мелко растертое золото смешивали со ртутью до получения желеобразной массы которую наносили на поверхность жесткой кисточкой, а далее нагревали и после испарения ртути на поверхности изделия образовывался стойкий слой позолоты. Ядовитые пары ртути при испарении часто приводили к трагическим последствиям с мастерами позолотчиками которые редко доживали до 30 лет, широко известен факт при позолоте куполов Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге в период с 1838 по 1841 погибло 60 мастеров.

У старообрядцев было особое отношение к медным иконам, образовывавшаяся патина на которых считалась не допустимой. Все загрязнение, образованное на иконе должно быть устранено до сияющего блеска поэтому у многих икон дошедших до наших дней рельефные изображения часто затерты до плоского или слабо читаемого состояния. Для большей сохранности таких икон старообрядцы часто применяли огненное золочение.

Данный метод был вытеснен с середины 19 века методом гальванического золочения. Такое покрытие обладает большей стойкостью, можно регулировать толщину слоя, у него лучшая токо и теплопроводность, что получило распространение в электронной промышленности. Для гальванического золочения изначально использовались цианистые электролиты работа с которыми подвержена так же риску и такой способ золочения на данный момент вытеснен кислыми не цианистыми электролитами, которые обеспечивают осаждение блестящих покрытий сплавами золото-кобальт и золото-никель. В настоящее время для дополнительной защиты изделий используют катафорезный лак, наносимый гальваническим способом.

Как мы видим из материалов, собранных учеными и археологами, нанесение позолоченного покрытия использовалось уже очень давно и основные способы такого золочения известны со времен глубокой древности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *