Как в старину украшали дома

Чем в старину украшали дома?

Человек всегда тянулся к прекрасному и любил украшать свой дом замысловатыми предметами. Сегодня такие предметы являются антиквариатом и продаются за довольно большие деньги с аукционов. Чем же украшали свои дома наши предки?

Украшения в старину

Одним из символов славянской культуры был орел или птица с широко распахнутыми крыльями. Именно поэтому на многих избах можно заметить на крыше такую возвышающуюся птицу, вырезанную или вырубленную из дуба или ясеня. Также создавалась своеобразная «обводка», на которой вырезались изображения лесных божеств, птиц, зверей и рыб. Нельзя сказать точно, из какой культуры пришла эта традиция, но довольно долго «животный мир» занимал особое место в жизни славян. Чтобы красиво выполнить переход от сруба к фронтону, который изготавливался из досок, создавали «охлупень». Это своеобразный шлем, который закрывал место соединения бревна и доски.

Внутренне убранство также украшалось различными предметами. Одними из украшений были резные стулья с изогнутыми ножками. Их мастера вырезали специальными резцами. Сиденье же стула было попроще – обычная круглая доска без мягкой подстилки, как это делалось на востоке. Конечно, были и стулья, обитые кожей и тканью, но такое могли позволить себе только купцы.

Богатые семьи имели в доме печь или камин. Удивительно, но первые камины были каменными только снизу, а сверху же они украшались резными деревянными брусьями. Ими обшивали дымоходы и сами камины, предварительно изолировав от горячих конструкций глиной.

Освещала весь дом красивая медная или бронзовая люстра с канделябрами. Некоторые предпочитали изготавливать люстры с определенным количеством свечей (год изготовления, количество в семье детей). На потолке из металла вырезалась розочка или какой-либо другой цветок, соединяющийся с основанием с помощью металлических лент, украшенных ромбом.

Дома на севере часто украшались шкурами убитых животных. Например, особенно дорого смотрелась шкура медведя, причем некоторые охотники даже зарабатывали, продавая шкуры в восточную и южную части Азии. Шкуры лисиц, волков и оленей были обычными для северян, и такой большой ценностью не обладали.

После того как был налажен «Шелковый путь» в первой половине второго тысячелетия, в домах купцов и зажиточных крестьян стали появляться дорогие ковры ручной работы. Очень ценились персидские шелковые ковры с разнообразными узорами. Они были долговечными и говорили о материальном положении владельца. Не многие могли позволить иметь в своем доме ковер.

И хотя в старину украшали внутреннее убранство картинами, стоит отметить, что такие предметы искусства могли себе позволить только богатые дворяне и жители королевского двора. С четырнадцатого века европейские художники стали выполнять работы на заказ, поэтому их картины все чаще стали появляться в восточной Азии и даже в Японии. Богатые должностные лица заказывали большие гобелены с собственным изображением, чтобы себя увековечить. Некоторые даже создавали целое родовое дерево из картин, однако такие коллекции стоили немалых денег. Сейчас такие изделия искусства во многом сосредоточены в руках коллекционеров.

Энциклопедия древнерусского дома 2

Безгвоздевая самцовая кровля.

Безгвоздевая (самцовая) крыша — тесовая крыша с особой несущей конструкцией, обустраиваемой из горизонтально уложенных брёвен («слег»). Торцы слег врубались в поперечные брёвна фасада сруба («самцы»). Тёс, укладывался на слеги. Крыша строилась без единого гвоздя и имела очень прочную конструкцию.

Лемех.

Лемех – деревянная черепица из тонкого осинового тёса, употреблявшаяся для покрытия глав, шеек, бочек, кокошников, шатров. Для изготовления лемеха, узкие полоски тёса разрубали на короткие дощечки, один из концов которых оформляли в форме острия, полукруга или городков. Нижний ряд плотно прибиваемых друг к другу дощечек перекрывался верхним рядом, образуя «чешуйчатое» покрытие архитектурного элемента.

«Красный тёс»

Красный тёс — обрезные, хорошо оструганные доски, использовавшиеся на верхний, лицевой слой деревянной кровли. Нижние концы красного тёса могли обрабатываться в форме «усечённой пики», придавая кровле ажурность. Кружевная ажурность кровли выгодно контрастировала с бревенчатым монолитом стены и служила достойным украшением постройки.

Причелина.

Причелина – доска, защищавшая торцы бревенчатых слег от излишней влаги. В северных районах причелины богато украшались резьбой. Сакральные символы (волны, меандровые линии, круги, кресты, солнечные розетки), составлявшие основу орнаментации причелин, рассматривались крестьянами не только как украшение дома, но и как посыл к благосостоянию владельцев дома и к защите дома от нечистой силы и дурного глаза.

Фронтон.

Фронтон – верхняя треугольная часть переднего фасада дома. Верхние края фронтона ограничивались скатами тесовой кровли. Фронтоны являлись продолжением стены и составлялись из укорачивающихся и укладывавшихся друг на друга брёвен – самцов. Самцы скреплялись продольными брёвнами крыши – слегами. Слеги выносились далеко вперёд за переднюю стену. Уложенная на слеги кровля венчала конструкцию фронтона и защищала переднюю стену дома от непогоды.

Охлупень.

Охлупень (шелом) – выдолбленное бревно, венчавшее конструкцию безгвоздевой крыши. Под охлупень подводились верхние торцы кровельного тёса, наружная часть охлупня сохраняла округлую форму бревна. Торец охлупня оформлялся сакральным коником (вырубаемое в виде коня или птицы украшение). Коник имел глубокий смысл, в нем воплотились древние языческие верования славян о природе. Конь символизировал солнце, движущееся по небу. Кроме того, коник являлся обережным символом. В народе верили: «Конь на крыше – в избе тише».

Полотенце.

Полотенце – короткая, украшенная сквозной резьбой доска, закрывавшая стык причелин. Полотно полотенца украшалось солнечной розеткой, символизировавшей движение солнца по небосводу. Как правило, на фасаде дома располагались три полотенца, закрывавших верхний и нижние стыки причелин. Встававшее на востоке, солнце поднималось в зенит и опускалось на западе, олицетворяя постоянное движение и цикличность жизни.

Светёлка.

Светёлка – небольшая светлая комната, скрывавшаяся за фронтоном дома. Как правило, неотапливаемое помещение, использовавшееся только в тёплое время года. В светёлке могли размещаться на ночлег молодёжь, гости. Здесь же хранились вещи, верхняя одежда, неносимая летом. Светёлки в чердачном помещении активно появляются в пореформенное время, когда крестьяне в зимний период отправлялись в отход, а к весенне-летним полевым работам возвращались домой. Подъём в светёлку обеспечивала лестница, устроенная в сенях дома.

Cруб.

Сруб – основа деревянного домостроения. Представляет собой четырёхугольную в плане «клеть», состоящую из рядов рубленых брёвен. Для утепления сруба, предназначенного для зимнего проживания, между брёвнами прокладывался мох. В качестве фундамента под сруб подводили большие камни или обожжённые деревянные столбы. Они предотвращали сруб от быстрого гниения снизу. С этой же целью между бревенчатыми венцами и камнями прокладывали бересту. Неимущие крестьяне устанавливали сруб будущего жилища прямо на землю.

Подклет.

Подклет – нижняя неотапливаемая часть сруба. В северных районах высота подклета могла достигать 2-2,5 метров. Подклет предохранял жилище человека от излишней влаги и снежных заносов, от сурового зимнего холода. Подклетное помещение имело хозяйственное назначение. Здесь хранились припасы, утварь. В зимнее время в подклете могли содержать птицу и скот.

Фасад.

Фасад — вид внешних стен здания под прямым углом зрения: точно спереди (передний фасад), сбоку (боковые фасады), сзади (задний фасад). В декоративном оформлении крестьянских домов XIX — ХХ в. использовалась роспись или раскраска фасада здания и резных украшений в различные цвета. Краска наносилась на плоские поверхности, затянутые тесом. В северных постройках чаще всего использовали желтый, красный, синий и зеленый цвета. Подобное декоративное оформление фасадов могли позволить себе наиболее богатые слои населения.

Парапет.

Косяки.

Косяки – бруски или колоды, обрамлявшие оконные или дверные проёмы. Служили укреплению отверстий, вырубленных в стенах. Распространение получили в первой половине XIX столетия.

Филенчатые ставни

Филенчатые ставни – деревянные затворы к окнам, гладкое поле которых украшалось профилированной рамой и глубокими резными выемками (филёнками) в виде прямоугольников, ромбов, полусолнц и т.д.

Глухая резьба

Глухая (плоская) резьба по дереву – один из распространенных видов резьбы. Применялась для украшения жилья: оконных наличников, дверей, фасадов. Данный вид резьбы характеризуется непрорезным (или глухим) фоном, а также рисунком, остающимся практически на одном уровне с доской. Глухая резьба по дереву бывает геометрической, состоящей из кружков, треугольников, различных четырехугольников и прочих фигур и элементов. В давние времена часто наделялась мистическим смыслом и считалась оберегом. Со временем резьба утратила мистическое значение и стала применяться просто в качестве украшения.

Пропильная резьба

Пропильная резьба — резьба, при которой узор на деревянной доске или фанере выполнялся путем сквозного пропила и предназначался к восприятию на просвет. Обработанные таким образом подзоры, причелины и «полотенца» благодаря сквозному орнаменту контрастно смотрятся на фоне северного неба.

Потоки

Потоки — элемент самцовой (безгвоздевой) крыши.

Тес, который укладывали на крышу, в нижней части упирался в поточное (предварительно выдолбленное для стока воды) бревно.

Курицы

Курицы – элемент самцовой (безгвоздевой) крыши. Это еловые брусья – крюки, на которых лежат потоки.

Балкон

Балкон – небольшая площадка с перилами, обустроенная на фронтоне дома. Для создания балкона в стену перпендикулярно врубались два несущих бревна, служившие опорой всему сооружению. Часто эти брёвна становились продолжением внутренних бревенчатых стен, формирующих помещение светёлки (горницы) в чердачном пространстве избы. В традиции балкон носил декоративный характер, украшался пропильной резьбой, выхода на балкон не было. В домах, испытывавших явное городское влияние, балкон мог уже иметь и функциональное значение.

Архитектурно-этнографический музей Вологодской области приглашает Вас в мир русской деревни конца XIX – начала ХХ вв. Здесь Вы можете прикоснуться к традициям жизни предков, к истокам культуры и менталитета русского народа.

Адрес: 160555, Вологодский район, Майское сельское поселение, в районе деревни Семенково

Телефон: (8172) 52-54-51

Как добраться:

12-ый км автодороги «Вологда-Медвежьегорск» («Вологда-Кириллов»).

Автобусом «Вологда-Молочное». Остановка «Семенково» (Расписание движения автобусов)

к титульной странице | |

Лобовые доски крестьянских изб.
Фрагменты. 1863. Горьковская область

3. Лобовые доски крестьянских изб. Фрагменты. 1863 год. Горьковская область
Глухая резьба. 453 х 36. Инв. № 4586 д; 492×38. Инв. № 4591 д
Поступили в 1940 году из МН СССР

Лобовая доска была одним из основных украшений волжского дома. Она крепилась над окнами на верхние бревна сруба. Над лобовой доской поднимался фронтон. Основное место в композиции лобовых досок отводилось растительному узору, куда вписывались даты создания резьбы, изображения фантастических животных и птиц, вазоны (часто напоминающие по форме самовар), а иногда фамилия или инициалы автора резьбы. Для растительного орнамента этого времени был очень характерен широкий, сочный, пластичный по форме завиток, который, повторяясь в спокойном неторопливом ритме, заполнял всю лобовую доску. В завитки вписывались или крупные цветки ромашки, или плоды, или кисти винограда. Лобовые доски, исполненные в эти годы, выглядят очень декоративно, их узор прекрасно читается на большом расстоянии. Этот орнамент, как отмечает М. П. Званцев, имел распространение во всех районах Нижегородской губернии, но свое классическое решение он получил в правобережных селениях Волги.

к титульной странице

Дань традиции, или…

Крещенские купания для вас — 1)дань традиции, 2)потребность души и тела, 3)возможность поглазеть и поприкалываться, 4) духовное единение с теми, кто окунается в купель????
Я живу на Азовском побережье. Наше море мелкое, иногда в сильные морозы оно замерзает, тогда в Крещение вырезают во льду купель и желающие окунаются в неё.
Несколько лет назад я посетила такое «мероприятие»: на льду дежурят спасатели, на берегу — скорая, две палатки — для переодевания, в третьей угощают горячим чаем. Некоторые пытались согреться «своим чаем»… Не смотря на ЭТО, я бы не сказала, что желающих искупаться в мороз под открытым небом было очень много, но они были — мужчины и женщины, некоторые с детьми /папы с сыновьями/.
Атмосфера была приподнято-весёлая, потому что сопровождающих и морально-поддерживающих было гораздо больше, чем участников. Мы с приятельницей тоже прониклись этим настроем, но на купель только «любовались». Меня хватило на то, чтобы без шубы и шапки сфотографироваться на льду, подруга от такого «подвига» отказалась.
Мне на годы врезались в память два персонажа того действа: единственная женщина, которая вышла не в купальнике, а в длинной светлой сорочке, у неё было какое-то просветлённое лицо, и мужик-весельчак, который трижды заходил в прорубь с шутками-прибаутками, каждый раз выходя и прикладываясь к фляжке, которую ему сразу подавала на берегу жена. Вот такой он — обряд Крещения.
В этом году зима тёплая, море не замёрзло, так что желающих искупаться в прохладной водице я наблюдаю каждые выходные — живу рядом с Набережной. Сегодня видела только одного такого — наверное, с утра их было больше.
Я подошла к самой кромке, окунула руки в набежавшую волну — вода ледянаая! Хочется искупаться зимой. Пересилить себя? Заставить? Подождать ещё…

Служба в армии… Что это – дань традиции? Архаизм? Или просто привычка государства?

Служба в армии… Что это – дань традиции? Архаизм? Или просто привычка государства?
Во времена, когда ценятся специалисты, когда всё решают исключительно профессионалы своего дела, причём оснащённые последними техническими разработками – кому, для какой цели может понадобится гигантская ОРДА, не побоюсь этого слова, молодых, ничего не умеющих парней? Без опыта, без сколь-нибудь существенных профессиональных навыков, с полностью подавленными воображением и инициативой – в армии не рассуждают там лишь исполняют приказы.
Двести, триста лет назад безнадёжность создания армии непрофессиональных вояк понимали чётко – потому и служили тогда люди всю жизнь, совершенствуясь в ремесле солдата. Позже, после того, как крепостное право, позволяющее безнаказанно распоряжаться людскими судьбами, было отменено, армии начали перестраиваться на кадровую основу…. Но тут грянули мировые воины. Огнестрельное оружие доказало свою эффективность. Вооружи им обычного крестьянина, обучи основам стрельбы – и если хотя бы одна их выданных ему путь найдёт цель, он уже оправдает затраты государства. Да и то, смешно сказать, какие там затраты – не растили, не кормили, только оружие выдали – так оно никуда не делось, как помрёт — можно отдать следующему мясу…

Государства, возложив тяготы по выращиванию новых солдат на гражданскую часть страны, по сути дело, паразитирует, забирая молодых, сильных парней а возвращая калек… или цинковые гробы. Это мера, ещё хоть как-то оправданная в период ведения мировых воин, когда всё решало количество стреляющих автоматов, стало окончательно ненужным с появлением на передовой всё более сложной и важной техники, требующих не количества, а КАЧЕСТВА военных кадров. Почему же у нас всё по старинке, как в начале 20 века?
Как всегда, всё упирается в основных китов всех глобальных проблем: политику, экономику и психологию власть имущих. Всё это тесно взаимосвязано, но попробуем разобраться по отдельности:
Политика – это в первую очередь возможность морального шантажа руководства других стран. А что более весомо для такого шантажа: миллионные армии красиво шагающих по плацам солдат или несколько полков профи, даже если последние и намного эффективней? Конечно, первое. В политике важен апломб, блеск, ВИДИМОСТЬ. Когда шпионы соседних государств сообщают, что в России вокруг каждого города расположено множество частей, никому и в голову не придёт усомниться в силе подобных образований…. Сами-то они там не бывают, а бывают так видят только столь любимую парадными генералами показуху.
Экономика. Давайте скажем честно – молодые, сильные, здоровые парни, год работающие за одёжку и харчи – лакомый кусок для любого экономиста. Можно без преувеличения сказать, что современные солдаты – РАБЫ, покорные и бессловесные, выполняющие волю тех, кто им приказывает. Недаром уже который раз министром обороны становятся политики, экономисты, кто угодно – но не кадровые военные.
Психология. Она столь же понятна и проста, сколь и возмутительна. Вы когда-нибудь играли в солдатики? А с живыми солдатиками? Любимая забава королей прошлых веков не перестаёт умилять и нынешних политиканов. Ради столь увлекательного хобби не грех и войну небольшую сочинить – ну что бы, мелкую, локальную… Как у детей в детской, при условии, что квартира – это подконтрольная политику страна. И тянуться такие воины могут десятилетиями, радуя политиков своей остротой… Можно ли что-либо изменить? Не только можно, но и должно. Даже если оставить в стороне морально-этические нормы, подобные игрища очень сильно сказываются на обороноспособности страны, заставляя нас опасаться более практичных соседей.
И выход есть! Довольно простой и лежащий на поверхности – бесполезно кричать и стонать о чести и справедливости, вас не услышат. Воздействовать на современно, торгашеское, насквозь прогнившее общество нужно только экономически! Нужно служить? Хорошо. Нет вопросов. Но обеспечьте надлежащие условия и ОПЛАТИТЕ ратный труд призывников. Нигде, ни в какой конституции не записано, что бы обязаны служить БЕСПЛАТНО!!!!! Получили, травму, инвалидность? Требуйте достойной компенсации, не удовольствуйтесь крохами, ходите по судам!!!! Матери, потерявшие сыновей! Знаю, вам зачастую сама мысль о деньгах в крови, но – отсуживайте, требуйте как можно более крупных сумм! Помните – каждый выигранный суд – это шаг к профессиональной, контрактной армии, армии, которая не только сможет вас достойно защитить, но и предоставит другим подросткам право ВЫБОРА, не калеча их души…

«Коньки» на крышах русских изб отнюдь не случайны

«Коньки» на крышах русских изб отнюдь не случайны и первоначально ставились вовсе не для красоты. Конь считался священным животным, связанным со светлыми Богами, и хранил человека от сил зла.

В старину к задней части конька прикрепляли еще и хвост из мочала, после чего изба уже совершенно уподоблялась коню. Собственно дом представлялся «телом», четыре угла — четырьмя «ногами». Иногда вместо деревянного конька укрепляли настоящий лошадиный череп.

Охлупень-кони
Скульптурным изображением коня завершается массивное бревно из ствола лиственницы, которым пригнетался тес кровли. Оно вырезалось из огромного корневища дерева.

Северный, большого размера дом имел обычно два охлупня. Их концы нависали над передним и задним фасадами дома. Вплоть до наших дней сохранилась традиция придавать охлупням облик коня, утицы или оленя. В древние времена эта скульптура имела смысл обереги дома. Данный охлупень снят с огромного старинного северного дома, срубленного в середине 19 века. Большая высота дома оправдывала очень обобщенные формы конька. Кажется, что он срублен несколькими очень точными взмахами топора. Конь-охлупень поражал выразительностью горделивого силуэта

Одним из элементов деревянного дома в традиционном русском зодчестве является так называемый охлупень – бревно, закрывающее верхний стык скатов крыши. Он всегда осмысливался как главенствующая деталь жилища, «голова» дома, и недаром его именовали «князь» («кнес»), «князек».

Этнографы отмечают, что в скульптурном украшении охлупня проявляются наиболее архаичные черты в русском зодчестве. В севернорусских деревнях данный элемент испокон веков был предметом особой гордости хозяев и творческого соревнования.

Подобное отношение к верхней части жилища, как и его декорирование фигурами различных животных или мифологических существ (драконы и проч.), в принципе, распространено среди европейских народов. Важно при этом, что украшение кровли дома имеет очевидную региональную и, судя по всему, этническую специфику.
У русских, как правило, охлупень имеет декоративное скульптурное завершение в виде головы коня, и именно поэтому наиболее распространенным названием данной детали является «конек».

Интересно, что на Русском Севере встречаются двуглавые коньки, смотрящие врозь, либо обращенные друг к другу. Помимо охлупня, традиционно украшались изображениями коней и повалы — выступы нескольких верхних бревен сруба.
Также резные изображения конских голов могли располагаться на верхних концах причелин.
В общем, для русского деревянного зодчества характерно использование изображений коней в оформлении верхней части дома. По мнению этнографов, данная традиция является одним из свидетельств существования в прошлом обычая размещать на высшей точке жилища конские черепа (недаром одним из древних названий охлупня было «черепное бревно»).

Ближайшие аналогии данной традиции находятся на территории современной Северной Германии, в федеральных землях Мекленбург-Передняя Померания, Нижняя Саксония (ранее называвшаяся Wendland — «земля вендов»), Шлезвиг-Гольштейн, а также в Прибалтике.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *