Как крепить изразцы

Что такое изразцы и майолика и чем они отличаются

Что такое майолика

Майолика — это технология или способ изготовления керамики. Майолику отличает от других видов керамики крупнопористый черепок, покрытый белой эмалью с последующим декорированием, которое может быть очень разным — от однородного глазурования полупрозрачными глазурями до росписи и живописи по эмали. Черепок может быть сделан из любой глины — терракотовой, фаянсовой, полуфаянсовой и т.д. и т.п. Главный общий признак такой керамики — достаточно высокая пористость на молекулярном уровне, как следствие, относительно сильная гигроскопичность (способность поглощать воду) и покрытие белой эмалью. Строго говоря, вся глазурованная керамика, кроме фарфора и т.н. «каменной» керамики — это майолика, если говорить о технологии и особенностях ее изготовления.

Наиболее известные майолики

Итальянские майолики — это, как правило, разнообразные изделия из красной и розовой (терракотовой) глины, покрытые эмалью и расписанные в ренессансном стиле: растительные и геометрические орнаменты, гротески и т. д.

Арабские и турецкие майолики — это также красная или желтовато-белая глина черепка, плюс покрытие белой эмалью и свои собственные росписи — опять же орнаменты, в основном геометрические и довольно специфические растительные, а также различная каллиграфия.

Португальские майолики — это, конечно, азулежу — красная или розовая глина, по-прежнему покрытая белой эмалью и расписанная, как правило, бело-синими бароккальными орнаментами и различными сюжетными композициями.

Северные майолики — Франции, Германии, Великобритании, северной Италии — это в основном белый полуфаянсовый или фаянсовый черепок, покрытый белой эмалью, хотя на заре их возникновения также использовались и красные глины, как наиболее распространенные на нашей планете. Однако в последствии большинство керамистов этих регионов стали добавлять в глиняную массу каолин и другие добавки, сделавшие черепок кремово-белым, получившим позднее название фаянс с легкой руки мастеров города Фаэнцы, давших название этой глине.

Предыстория возникновения майолики — в попытках копирования белого китайского фарфора и его имитация. Отсюда покрытие белой глазурью керамических изделий из цветных глин, доступных мастерам прошлого. В России майолика заменила собой технологию ангобирования, т.е. покрытия красного черепка «ангобом» (жидкой белой глиной), как более легкая с технологической точки зрения. Наши предки не пытались имитировать китайский фарфор, но белая основа ярче проявляла краски, которые на белом фоне смотрелись намного лучше, чем на красном.

В других статьях на нашем сайте мы пишем достаточно подробно о развитии майолики в разных регионах мира и в случае интереса к вопросу, вы можете ознакомиться с ними в этом разделе.

Что такое изразцы

А вот изразцы — это просто изделие — плитка с румпой (объемной «коробочкой» с оборотной стороны), которая может изготавливаться по технологии майолики, а может быть сделана из фарфора или «каменной» массы. Из майолики изготавливают посуду, декоративные облицовочные материалы, статуэтки — в общем, все что угодно. А изразцы — это всего лишь один из видов изделий, относящийся к архитектурной керамике.

Как из фарфора изготавливают и изысканные предметы искусства и унитазы, так же из майолики можно сделать изразцы, глазурованную черепицу, вазы и прекрасные тонкие скульптуры. Как и любая другая керамическая технология она имеет множество применений в декоративно-прикладном искусстве.

О происхождении сине-белых росписей на керамике вы можете прочитать .
А о появлении фарфора в России .
Об изразцах .

Облицовка печи. Изразцы – уникальная отделка и теплотехнические плюсы

Что выбрать для облицовки печи или камина? По критериям экономической целесообразности, сложности технологии и конечно, эстетики.

Облицовка изразцами

Называть изразцы плиткой по меньшей мере некорректно – после облицовки изразцы действительно выглядят как плитки, но в действительности это целая конструкция с внутренней полостью, а монтаж изразцов сравним по сложности с устройством собственно печи и под силу только профессионалам. Изразцы – элитный и очень дорогой способ отделки, как по материалу, так и по стоимости работ. Плюсы облицовки изразцами уникальны, как и сам материал. Один из главных плюсов – повышение КПД печи до 15% вследствие дополнительного теплоаккумулирующего слоя – засыпки полостей песком.

Технология установки изразцов уникальна, и владеют ей не все мастера-печники, а собственноручный монтаж без опыта даже не обсуждается. Сырье для производства изразцов — требуются особые терракотовые и шамотные глины, а процесс и в настоящее время не полностью механизирован. Ни один современный метод производства изразцов не исключает ручной работы, даже операции приготовления смесей. Кроме того, требуются очень долгая сушка и особый утильный, или бисквитный метод обжига изделий; ручная роспись глазурными красками как кистью, так и окунанием в красочный состав. Интересно, что красочные составы для росписи приобретают совершенно другие цвета после обжига, и художник – а формуют и расписывают изразцы именно скульпторы и художники, а не простые ремесленники – работает вслепую, на интуиции и опыте. Краски тоже непростые, они при обжиге изразцов сплавляются с глазурью, и после этого процесс необратим – ни рисунок, ни оттенки скорректировать уже невозможно. Весь процесс от заказа изразцов до полной готовности занимает немало времени – порядка месяца.

Из краткого описания методов изготовления изразцов понятно, что каждый изразец даже одной партии уникален, и поэтому допуски отклонений в размерах – от 1,5 мм и более. Перед монтажом делают раскладку изразцов на плоскости и подбирают их по наиболее подходящим размерам, складывая как пазл. Но не всегда сортировка разнокалиберных образцов достаточна. Огромные трудозатраты и скрупулезная аккуратность порой требуется мастеру, чтобы подрубить и притесать кромку, а затем отшлифовать торцевые участки изразцов с осторожностью, поскольку повреждать глазурь недопустимо. Понятно, что неровности изразцов потребуют увеличивать толщины швов при установке, для скрытия и компенсации этих неровностей. Небольшая линейная погрешность изделий – это неизбежное следствие ручной работы. Но ведь именно это и ценится в изразцовой отделке – неповторимость, теплая энергетика ручной работы, сплав искусства и технологий.

Растворы применяют глиняные, повышенной жирности. Установка изразцов является первым этапом сооружения печи, сначала монтируют и крепят изразцы, а затем сзади выкладывают кирпичи, и дальше оба процесса – облицовка и кладка – ведутся параллельно. Кроме собственно изразцов и жирного глиняного раствора требуются материалы: проволока для скрепления изразцов между собой и с кирпичной кладкой; металлические костыли, к которым привязывают проволоку; крепеж из стальных скоб для крепления к румпам.

Румп (иногда говорят – румпа) – это неотъемлемая конструктивная особенность настоящего изразца. Функция румп конкретная – это крепеж. Все просто: задние стороны изразцов, которые крепятся к кирпичам печной кладки, имеют румпы, специальные коробчатые выступы. Именно по внутренним частям румп и наносится растворная смесь.

Сегодняшний рынок предлагает и другие изразцы – с небольшими румпами или вообще без них. При высоте румп до 25 мм мастера говорят о недостаточной надежности крепежа. Кроме того, безрумповые изразцы, хотя внешне не отличаются от настоящих и по декоративности, и по уникальности отделки, имеют ограничения по применению и далеко не все достоинства румповых изразцов. Область использования плоских изразцов (конструктивно они уже являются не изразцами, а утолщенными облицовочными плитками): кухонный фартук над плитой и мойкой, декоративные панно и отделки фальш-каминов.

Конструкция изразца с большим румпом обуславливает увеличение тепловой инерции печей и каминов. Остывают изразцовые отопительные агрегаты значительно медленней, процесс идет мягко, перепадов температур нет: старинное определение «ровный жар печи» относится именно к изразцовым печам. Для печи и камина это значит – повышение ресурса эксплуатации и экономию топлива, поскольку время остывания увеличено и топок требуется меньше. Для банных печей изразцы – это комфорт и безопасность. Риск травматизма и ожогов при случайном касании к печке сведен к минимуму, поскольку толстостенная изразцовая печка дает максимальный нагрев в отдельных зонах до 90⁰С, а средний нагрев по поверхности – всего 60-70⁰С.

Виды изразцов и стили интерьера

Производители устанавливают свои уникальные размеры и имеют свой цветовой и скульптурный дизайн изразцов, но типизация все же имеется: стеновые, угловые и карнизные элементы. практически все производители выпускают как гладкие изразцы, так и рельефные, угловые, бордюрные, вставки и накрывные полки. Для обрамления топок имеются угловые изразцы. Кроме того, конструкции печей и каминов требуют карнизных прямых и угловых деталей, и сквозных решеток – все это также имеется в ассортименте. Предпочтителен индивидуальный заказ, поскольку изразцы конструктивно связаны с печью, и размеры и конфигурация печи или камина определяют комплектацию изразцовых изделий. Тем не менее, разрабатываются размерные сетки, дающие возможность выполнять наборы изразцов для габаритных отопительных агрегатов, с минимальной потребностью в нестандартных изделиях. Эти разработки обусловлены отчасти необходимостью в «удержании» очень высоких цен и привлечении потребителей.

Размеры изразцов варьируются даже у одного производителя в довольно широком диапазоне – от 50 мм до 500 мм. Веса соответственно разные – классический изразец с высоким румпом 25 мм и размером 220*250 мм весит около 2 кг.

Глазурь может быть глянцевая, матовая и полуматовая. Выбор определяется и личным вкусом, и требованиями конкретного интерьера. Глянец изразцовой печи создает особые эффекты, очень зависящие от расположения печи в помещении относительно окон. Изразцовая печь с глянцевой поверхностью при дневном освещении очень сильно бликует – это обязательно учитывают при разработке дизайна.

Интерьерные стили, гармонирующие с изразцовыми печами и каминами – с трудом поддаются перечислению, а классификация просто теряется. «Базовые» стили – классические, современная готика, модерн и барочные. О русском стиле, кантри и шале можно не упоминать – они по определению в одном стилевом потоке с изразцовыми печами. Диапазон огромен: викторианские стили и прованс, ампир и неоренессанс, с одной стороны, и ар деко, хай тек, минимализм и эко-стили – на другом полюсе. И все это возможно и органично сочетается с изразцовым отопительным агрегатом.

Немалую роль тут сыграли и современные технологии, дополняющие ручное производство изразцов. Ручное литье теперь дает неплохую геометрию, и многие производители регламентируют линейную погрешность по сторонам изделия всего в 0,5 мм. Подгонка таких изделий практически не нужна. Это не только сокращает трудозатраты на монтаж, но и дает возможности расширения стилевых решений – ведь минималистские стили и хай тек по определению геометрически линейны и точны. Высокие рельефы – около 10 мм от оснований плиток – еще больше расширяют возможности декора, особенно в сочетании с новыми приемами и техниками художественной росписи.

Безопасная эксплуатация – один из основных критериев выбора облицовки не только для банной печи, но и для камина и печи с лежанкой.

Производители изразцов предлагают как готовые наборы, так и работы по специальным заказам, в соответствии с интерьерным оформлением помещения, в котором будет возводиться изразцовая печь или камин.

Изразцовый отопительный агрегат требует особого ухода за поверхностью, хотя и довольно простого:

  • Первую топку печи или камина проводят не раньше, чем агрегат будет полностью просушен – здесь следует строго соблюдать рекомендации мастера.
  • Мыть глазурованные поверхности следует мягкими средствами, без абразивных компонентов, можно использовать бытовые моющие средства для мытья посуды и окон.
  • Инструменты для мытья и чистки изразцов – мягкая щетка с натуральной или искусственной щетиной, губка.

Глазурованная поверхность исключительно прочна – но возможны хрупкие разрушения как по массиву материала, так и скол или повреждение глазури при сильном прямом ударе по изразцу металлическим или другим твердым предметом. Изразцы следует беречь – ведь заменить изразец, конструктивно скрепленный с наружной стенкой печи, даже при наличии резерва – очень непростое и затратное дело.

Еще немного о достоинствах изразцовых облицовок:

  1. Толстостенные изразцы отличаются высокими показателями: термическая стойкость и теплоемкость, аккумулирование тепловой энергии, прочность и долговечность
  2. Отдача лучистой энергии от изразцов по благотворному воздействию сравнима с энергией, которую человек получает от солнечных лучей.
  3. Изразцы не боятся воды, их рецептура и технология обуславливает низкое водопоглощение. Применяют изразцы не только для печей, но и для фасадных декоров, и во влажных помещениях.
  4. Глазурованные поверхности не задерживают оседающую пыль, как следствие, выгорание частиц пыли не приводит к выделению токсинов в воздух.
  5. Чистая экология как по сырью, так и по технологиям производства и в дальнейшей эксплуатации.
  6. Конструкции самих изразцов и их креплений дают уникальные свойства: облицовка выдерживает любые температуры на поверхности печей, даже колебания до термоударов, и долго сохраняет накопленное тепло.

Прочность конструкции изразцов, особенно имеющих цельнолитные румпы, и точность монтажа по правильным технологиям – залог службы облицовки в течение десятилетий без ремонтов, при условии бережного обращения. Единственное, что требуется – это периодическая простая мойка и чистка, и беречь изразцы от сильных ударов.

Монтаж изразцов

Облицовка камина или печи с помощью изразцов – отличный способ их отделки. Он позволяет не только создать неповторимый дизайн интерьера, но также подчеркнет индивидуальность вашего жилища. Отличительная черта изразцов состоит в том, что они не нуждаются в специальном уходе, и, при этом, сохраняют на долгие годы свой первоначальный внешний вид.

Изразцы представляют собой керамические плитки, предназначенные для облицовки каминов и печей. Технология их монтажа отрабатывалась веками, а сами облицовочные плитки являются не только красивым, но и долговечным материалом, что обусловило их многовековую популярность, не теряющую своей актуальности и сегодня.

Самый надежный способ облицовки изразцовых каминов – это монтаж керамических плиток одновременно с кладкой самого камина. У каждого опытного печника, не раз уже работавшего с такой плиткой, есть свои профессиональные секреты и навыки. К тому же, они знают, как правильно нужно работать с изразцами, на какие из них будет приходиться максимальная нагрузка, в какой последовательности необходимо их выкладывать.

Подготовка к работе с изразцами

Чтобы выполнить монтаж изразцов, необходимо тщательно подготовиться к этому процессу. Начинается все с того, что плитки раскладывают на ровной поверхности с целью сопоставления форм и цветов. Каждую из них тщательно осматривают, отбраковывая изделия со сколами, наплывами, трещинами. Затем идет сортировка по сочетанию цветов. Более темными изразцами облицовывается нижняя часть камина.

Разновидности изразцовых плиток

У обожженных глиняных плиток может быть различная форма. Они бывают плоские, угловые и фасонные. Плоские изразцы (стенные, прямые) с одной лицевой гранью, используются для облицовки фронтальных и боковых панелей без изгибов и поворотов.

Для отделки углов предназначены угловые плоские плитки, с двумя лицевыми поверхностями, располагающимися под прямым углом друг к другу.

Чтобы облицевать различные выступы и карнизы, а также создать всевозможные декоративные элементы отделки, используют фасонные изразцы, у которых может быть самая разнообразная форма.

Что касается структуры лицевой поверхности, изразцовые плитки делятся на рельефные и гладкие, в зависимости от вида отделки – на терракотовые (не покрываются глазурью) и майоликовые (с нанесенным слоем глазури). Довольно часто для украшения последних на плитки наносят рельефные узоры, роспись, барельефные изображения.

Чем изразец отличается от обычной керамической плитки

Отличие изразцов от обычной керамической плитки заключается в наличии румпы (открытой коробки) с оборотной стороны. Она нужна для того, чтобы изделие можно было надежно прикрепить к поверхности камина. К тому же, в массивных румпах, которые заполняются глиняным раствором при монтаже, аккумулируется тепло, что позволяет повысить КПД отопительного устройства.

Процесс облицовки изразцовых каминов

Как уже было акцентировано выше, облицовывать печь лучше всего одновременно с ее возведением. При этом плитки крепятся с использованием специальных металлических элементов, а также мягкой вязальной проволоки. При подобном креплении принимается во внимание разница в коэффициентах расширения тела камина и изразцов, благодаря чему удается значительно продлить срок службы последних.

Чтобы повысить прочность, в стыках между плитками выкладываются керамические пластины. Собирать облицовку начинают тогда, когда будет установлена каминная топка (при наличии таковой). В первую очередь выкладывается основание отопительного агрегата, и уже после этого облицовывается верхняя часть.

Последовательность действий при монтаже изразцов

Изразцы, перед тем как их устанавливать, обязательно смачиваются в воде. Вначале из кирпича без использования раствора выкладывается стенка, которую потом разбирают, оставляя только нижний ряд. Вслед за тем производится монтаж первых угловых керамических плиток нижнего ряда., борта которых намазывают тонким слоем жидкого раствора глины, а под румпу накладывают густой слой тощего раствора глины.

Когда осуществляется облицовка последующих рядов, между плитками необходимо оставлять горизонтальные швы в 2-3 мм толщиной. Это следует делать обязательно, так как изразцы будут осаживаться вместе с кирпичной кладкой, к которой они крепятся. Плитки, которые изначально устанавливались насухо, вынимают из кладки и монтируются уже на раствор, подкладываемый только под румпу. Причем, должно быть заполнено все пространство, под румпой не должно быть никаких пустот.

Весь процесс монтажа изразцов сопровождается контролем вертикали и горизонтали всего ряда. При обнаружении каких-либо отклонений кладку необходимо выровнять.

Когда установлена первая промежуточная плитка, примыкающая к угловой, промежуток между румпами следует заполнить раствором.

Крепление изразцовых плиток

В две установленные плитки через имеющиеся в румпах отверстия вставляют стальные штыри из проволоки толщиной 4-5 мм, длина которых должна быть на 2-3 см больше высоты самой румпы. Чтобы предотвратить возможность опускания штырей вниз, их верхний конец загибают, что позволяет зафиксировать штыри на румпе. Чтобы более плотно прижать изразцы друг к другу, необходимо обмотать головки двух соседних штырей мягкой печной проволокой три раза.

Для надежного крепления плиток к кирпичной кладке на каждый из штырей прикрепляется по два куска печной проволоки, с помощью которых делаются мочки в виде петель или с воинами-усами (вилкой). По 2-3 таких мочки ставят на штырь на уровне ряда кладки, затем они зажимаются последующими кирпичными рядами. Концы проволоки при этом загибаются за кладку.

Последние штрихи

Когда монтаж изразцов будет завершен, поверхность камина следует обтереть, удалить следы глины и грязи. Затем готовится жидкое гипсовое тесто, которым смазывается облицовка, при этом особое внимание уделяется швам. Когда сборка камина будет закончена, швы между плитками необходимо затереть специальным термоустойчивым средством. Это обуславливается тем, что при работе камина швы нагреваются более чем на 60 °С.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *