Искусство стильной бедности

Александр фон Шёнбург

ИСКУССТВО СТИЛЬНОЙ БЕДНОСТИ

Как стать богатым без денег

Часть первая

В жизни лучше привыкать к неудачам. Это избавляет от лишних печалей.

Хельмут Бергер

Исходная позиция

Почему надо экономить

В те славные времена, когда экономика еще переживала эпоху бурного развития, я сидел в роскошной конторе, раздавал визитки одного из лучших медиаконцернов стра­ны и благодаря нашему трудовому праву готовился узако­нить свои отношения с рабочим местом по истечении испытательного срока. Дома, в книжном шкафу, в акку­ратной папочке хранился трудовой договор, предполагав­ший регулярное повышение моего оклада. Согласно дого­вору, ежегодная надбавка составляла около 1000 марок. Так что я собирался медленно, но верно богатеть. Заботы о будущем, которые меня в то время не беспокоили, взял на себя мой работодатель. Почти равные заработку суммы уходили на разные виды страхования: пенсионное, на слу­чай болезни, страховку по безработице и страховку жилья.

Получилось же все иначе, и виной тому стал стоп-кран. Работодатель сорвал его, когда в Нью-Йорке Уса­ма Бен-Ладен кардинально изменил ход истории и руко­водство медиаконцерна пришло к выводу, что огромные инвестиции в новый human capital — следствие наивно­го убеждения, что золотой век конца девяностых будет Длиться вечно. Резкое торможение выбросило за борт всех, кого набрали за последние два года.

Когда нас принимали на работу, газету настолько распирало от всяческих объявлений, что по выходным почтальон не мог засунуть ее в прорезь почтового ящи­ка. Читатели, которых не интересовал рынок труда, бра­ли в руки субботний выпуск и сразу же выкидывали раз­дел объявлений. За год на этот раздел наверняка уходил небольшой смешанный лес, для транспортировки кото­рого сжигали энергию, накапливавшуюся миллионами лет. Издательства, разумеется, полагали, что так будет продолжаться и дальше. Люди боялись упустить благо­приятный момент. Все, от руководства концерна до пен­сионеров, грабивших собственные сберкнижки и от­правлявшихся на биржу, боялись оказаться в стороне от экономического подъема. Компании делали массовые инвестиции, а граждане — скупали все подряд, в том числе и «народные акции».

В результате наступило тяжкое похмелье, и неудиви­тельно, что сначала его почувствовали работники средств массовой информации. А первое, на чем там экономят, когда уменьшается приток денег, — это объ­явления. Сокращение отводимой на них статьи бюджета позволяет сэкономить миллионы. При этом не возника­ет социального напряжения, не требуется администра­тивно-технических затрат и, главное, результат достига­ется в мгновение ока. Мы работали в прогрессивном приложении к консервативной газете и, конечно, стали первыми жертвами резни бензопилой на рынке хорошо оплачиваемого труда.

Лично мне пришлось довольно тяжко, потому что прокормить небольшую семью можно, только если есть постоянный заработок. И все же я старался войти в положение компании: ведь никто не мог заранее пору­читься, что фирма сможет содержать целый штат новых сотрудников. Я принял свое увольнение с юмором ви­сельника, решив, что это один из тех случаев, когда важ­но не ударить в грязь лицом. В оставшиеся рабочие дни я приходил на работу в подчеркнуто прекрасном настро­ении и старался вести себя так, чтобы ни у кого не воз­никло ощущения, будто я ропщу на судьбу. Теперь я, как и некоторые старые сотрудники, каждый день являлся в галстуке. Придя в редакцию последний раз — стоял не­обычайно солнечный осенний день, — я устранил на ра­бочем месте следы своего недолгого пребывания, пере­дал комнатные растения в ведение главной секретарши и обошел всех коллег, прощаясь и давая понять, что ос­тавил свой кабинет «стерильно чистым».

Большинство уволенных считали, что с нами «скверно обошлись»: сперва нас цапнули, как лакомый кусочек, а потом выплюнули, когда надобность в нас отпала. И все же, хотя это увольнение стало для меня первым и оста­ется по сей день единственным, так что сравнивать его пока не с чем, мне не кажется, будто с нами поступили чересчур скверно. «Скверные» увольнения выглядят совсем иначе. В странах с либеральными порядками, на­пример в Великобритании, нет никаких правил по опо­вещению служащих о грядущем сокращении. Поэтому одна лондонская страховая компания просто-напросто разослала CMC-сообщения. А другая фирма придумала способ еще похлеще. Включив пожарную сигнализацию, руководство заставило всех выйти на улицу. Обратно во­шли лишь те, у кого сработали магнитные карты. Нако­нец, Американский инвестиционный банк и вовсе уст­роил в своем лондонском отделении лотерею: увольняли тех, кто вытягивал «ноль».

Разумеется, не бывает приятных увольнений, но ес­ли бывают деликатные, то мое, несомненно, относится к таковым. Меня усадили в мягкое кожаное кресло, на­чальник заверил, что с моим уходом компания понесет большой урон, а сослуживцы, которых не коснулось со­кращение, нянчились со мной так, словно я был неиз­лечимо болен. Причем не только коллеги относились ко мне с участием. На летнем празднике у президента — одном из последних мероприятий, о которых я писал для нашей газеты и на котором мне удалось хорошень­ко угоститься, — мне выразил свои соболезнования да­же глава магистрата, прежде не удостаивавший меня вниманием.

Берлинцы, строившие планы на будущее, понимали, что вскоре последуют новые сокращения. На окнах стек­лянных дворцов, спроектированных модными архитек­торами девяностых и выстроенных словно по мановению волшебной палочки, красовались вывески: «Сдается под офис». Нередко буквами помельче приписывали: «На выгодных условиях». Потом выяснилось, в чем заключа­лись эти условия. Некоторым владельцам до того не тер­пелось снова задействовать пустовавшие помещения, что они бесплатно сдавали их прогоревшим компаниям. Фридрихштрассе, которую собирались сделать чем-то вроде Бонд-стрит или Фобур Сент-Оноре с роскошными отелями, ювелирными магазинами, мужскими парикма­херскими и дорогими магазинами одежды, пустовала в то самое время, когда пешеходные кварталы Ульма и Фил-линген-Швеннингена кишели чокнутыми потребителя­ми. Продавщицы в пустующих магазинах «Шанель», «Гермес» или «Луи Вюиттон» тосковали без покупателей. Люди, заходившие туда (какие-нибудь заблудившиеся русские), по их удивленным лицам догадывались о глуби­не экономического кризиса. Тех сумм, которые прежде позволяли концернам вроде «Фольксвагена» или «Не­мецкого банка» отхватывать филейные кусочки на буль­варе Унтер-ден-Линден, теперь хватило бы на то, чтобы скупить полгорода.

Стали видны недостатки нашей социальной системы, так как серьезные проблемы с трудоустройством испы­тывали молодые, здоровые, образованные люди. Боль­шую часть прежнего оклада мне теперь выплачивало го­сударство, и после определенного срока я имел право рассчитывать на регулярное пособие, размер которого определялся размером все того же оклада. Таким обра­зом, можно было вообразить себя директором собствен­ной фирмы и ежемесячно получать годовой заработок индийского пилота.

Особенно занимательным мне показалось то, что произошло с моей знакомой. Уволили нас почти одно­временно. Она работала редактором на телевидении и, несмотря на то что ее отец был председателем правления смешанного концерна, всерьез говорила о получении так называемых «переходных денег». На подаренной па­почкой «пятерке» БМВ она отправилась в Грюнвальд, в эти трущобы богатых близ Мюнхена, чтобы пожаловать­ся на злую судьбу под сенью пригородного дворца роди­телей. «Переходные деньги» она получала без всякого зазрения совести, так как, по ее собственным словам, имела на них право. А кто же станет пренебрегать пра­вами?

Искусство стильной бедности. Как стать богатым без денег

автор

Александр фон Шенбург

читает
Ирина Воробьёва

Граф Александр фон Шенбург знает, о чем пишет: его знатный род постепенно беднел на протяжении пяти веков. Автор остроумно и убедительно доказывает, что совсем не обязательно тратить много денег на одежду, дом или автомобиль. Качество жизни повышается при правильном отношении к так называемым приоритетам, и настоящая роскошь заключается не в обладании множеством вещей, а в умении отказаться от ненужных. Книга графа фон Шенбурга — это протест против мании потребительства и рассказ об умении быть счастливым, когда кошелек почти пуст.
Писатель Шенбург веселый и не бездарный. По сути, его книга состоит из накручивания банальных истин: можно не есть в ресторанах — дома еда вкуснее, не обязательно заниматься фитнесом в клубе — достаточно пару раз в день пробежать вверх-вниз по лестнице.
Развернутое эссе Шенбурга — это, конечно, терапия, но не психологическая, а социальная. Вроде как: смотрите, у нас есть граф, который живет бедно, одевается в магазинах готовой одежды и сам водит детей в детский сад.

Александр фон Шёнбург «Искусство стильной бедности: как стать богатым без денег»

Автор критикует существующую в обществе культуру потреблядства (само это слово он не употребляет). Главная мысль книги — если вы покупаете «роскошные» вещи, это значит, что СМИ и реклама, цель которых — развести вас на деньги, преуспели в этом. Дорогие вещи не дадут ни счастья, ни уважения окружающих, а погоня за ними сделает вас несчастным гарантированно (если у вас будет достаточно денег, чтобы купить свой самолёт, вы будете страдать, что у кого-то другого самолёт больше и красивее). А в ходе этой погони вам придётся вкалывать как папа Карло. Иногда автора заносит, но в целом книга полезная и по-хорошему циничная.
Иногда автора заносит, как например, когда он ставит в пример знакомую даму, замусорившую свою машину многолетним слоем хлама, так как, по мнению автора, «единственная возможная реакция на всеобщую любовь к автомобилям — максимальное к ним пренебре­жение». В чём радость от езды в грязной, захламленной машине и почему это «стильно» (словечко, которым автор злоупотребляет) — я понять не смог. Кроме того, автор концентрируется на реалиях своей страны (Германии). Несмотря на перечисленное, книга отличная. Только надо иметь голову и грамотно фильтровать его советы и оценки: вот тут он прав, а тут фигню пишет.
Цитаты из книги:
Социа­лизм внушил нам иллюзию того, что все люди равны и нет больше никаких наследуемых привилегий, а капи­тализм убаюкивает нас сказками о кухарках, которые становятся миллионершами. Скоро уже нельзя будет включить телевизор, не наткнувшись на программу, уча­стники которой хотят стать звездами или миллионерами. Повсюду нам обещают счастье и успех. Нет ни «верхов», ни «низов», во всяком случае, согласно бытующему ми­фу, любой выходец из «низов» может достичь «верха». Подобные убеждения, без сомнения, не имеют ничего общего с действительностью, но есть в них и ещё один большой недостаток: тот, кто не пробивает­ся «наверх», считается неудачником и бездарем.

С тех пор как сгладились границы между общественны­ми слоями, недовольство собственным социальным по­ложением стало повсеместным. Чем больше нас убежда­ют в том, что богатство — вполне доступно, тем сильнее наше разочарование, когда его нет.

Когда первые европейцы высадились на американ­ский континент и попытались начать торговать с тамош­ними жителями, то столкнулись с серьезными затрудне­ниями. У европейцев не было ничего, что представляло бы интерес для индейца, а самим им очень хотелось за­получить медвежьи шкуры. Чтобы добраться до охотни­чьих трофеев, европейцы прельстили туземное населе­ние бисером и пристрастили к алкоголю. В XVII веке английский колониалист Джон Банистер писал, что ин­дейцев научили «стремиться к обладанию вещами, в ко­торых прежде не было никакой надобности, но которые с началом ведения торговли стали совершенно необхо­димыми».
Подобное стремление можно излечить, лишь поняв, каким бесстыдным способом создается искусственная потребность. Индейцев так долго убеждали, что бисер имеет высокую ценность, что они этому и в самом деле поверили. Затем на рынке появились алкоголь и оружие. Всем известно, к чему это привело.
Сегодня искусственные потребности создаются в ос­новном СМИ. В 1896 году Альфред Хармсворт основал английскую газету «Дейли мейл», цинично заявив, что ее идеальным читателем будет человек, зарабатывающий сто фунтов в год и мечтающий о тысяче. Ален де Боттон, анализирующий в своей книге, как людям навязывают­ся потребности, говорит, что у появившихся примерно в одно время журналов «Космополитен» и «Вог» была од­на общая цель: прельстить представителей среднего класса образом жизни высшего. Первый номер амери­канского «Вога» вышел в 1892 году, из него читатели уз­нали, кто плавал на яхте Джейкоба Астора «Нурмагал», что было модно в лучших школах для девочек, кто уст­раивал самые интересные вечеринки в Ньюпорте и Саутгемптоне, а также с чем надо подавать икру (с картош­кой и сметаной). «Подобная возможность заглянуть в мир высшего общества, — утверждает де Боттон, — со­здает у читателей иллюзию, что они сами к нему принад­лежат. Этот же эффект впоследствии станет вовсю ис­пользоваться радио, кино и телевидением».
Создание искусственных потребностей подкрепля­лось появлением множества книг в жанре «ты тоже мо­жешь». Основателем жанра был не кто иной, как Бенд­жамин Франклин. В своей автобиографии Франклин описывает путь сына бедного свечника в большую поли­тику. Обманчивый посыл книги таков: по этому пути сможет пройти каждый, у кого хватит дисциплины и прилежания. Литература подобного рода пользуется большим успехом и по сей день. Книги с названиями вроде «Найди в себе героя», «Подумай и разбогатей», «Долгожданный успех», «Магия успеха», «Все достижи­мо» гарантированно попадают в число бестселлеров, а их авторы получают огромные гонорары.

Уоллес Уоттлз

Наука быть богатым и великим

Введение

В популярном мюзикле «Скрипач на крыше» Тевье-молочник поет печальную песню «Если бы я был богат…». Сколько раз вы мечтали о богатстве и роскошной жизни? Для большинства людей богатство кажется целью абсолютно недостижимой, однако на протяжении истории было множество мужчин и женщин, которые собственными силами поднялись с самого дна бедности к высотам богатства.

Другие мечтают о величии – им хочется стать людьми, к которым с уважением и почтением относились бы друзья, соседи и все незнакомцы. Величие – это мечта любого человека. Вот если бы добиться этой цели…

Философы с глубокой древности размышляли над загадкой о том, как, казалось бы, самым обычным мужчинам и женщинам удается выбиться из толпы и достичь богатства и величия. В чем же секрет их успеха?

Несколько известных мыслителей конца XIX – начала ХХ века изучали этот феномен. Они проповедовали новый взгляд на жизнь и посвящали этой теме свои труды. И с помощью сочетания метафизического, духовного и прагматичного подхода к мышлению и жизни в целом эти люди сумели открыть секрет осуществления заветных желаний.

Философия, о которой идет речь, – не религия в традиционном смысле этого слова. И все же она основана на безоговорочной вере в высшее существо, вселенский разум, в Бога. Эту философию называют по-разному – для кого-то это Новое Мышление, для кого-то – Новая Цивилизация.

Сторонники Нового Мышления или Новой Цивилизации проповедовали новый образ жизни, основанный на новых методах и приводящий к более совершенным результатам. Они опираются на концепцию, согласно которой человеческая душа связана с высшим разумом вселенского существования. Наши жизни связаны с вселенским законом, и мы можем использовать его, чтобы обогатить свою жизнь. Дабы достичь своих целей, мы должны работать, а, работая, мы будем страдать от всех болей и несчастий человечества. Преодолеть это мы можем, только уяснив закон и стараясь понять то, что Господь написал для нас давным-давно.

В прошлом люди не знали, как плавать по морям под парусом, как рыть туннели в горах, как покорить воздух. Мы многого не знали, пока ботаники, подобные Лютеру Бербанку, не открыли законы скрещивания, а Маркони и Тесла не научили нас использовать невидимые волны. Мы узнали больше и потому смогли сделать больше. Сегодня многое, прежде невероятное, кажется абсолютно понятным. Благодаря психологическим Бербанкам и Маркони, описавшим невидимые законы природы, нам открылись совершенно новые возможности сознательной силы.

Нам известно, что наше сознание постоянно и неразрывно связано с сознанием Бога или вселенским разумом. Все сущее в мире исходит из него.

Прежде полагали, что все внешние условия являются результатом внешних действий. Бедность – это противоположность богатству. Она – результат того, что богатые обобрали бедных. И их образ жизни объясняется жадностью других людей. На протяжении веков человечество верило в эту извращенную истину, которая приводила к сопротивлению, борьбе, ненависти. Это ложное представление о действительности лежало в основе любой тирании и любого кровопролития. Однако сегодня завеса сознания поднялась, и новые мыслители видят жизнь во всей ее полноте, не ограничиваясь отдельными ее аспектами.

Получить это можно только с помощью полного понимания. Мы сможем обрести желаемое, если будем готовы заплатить требуемую цену, причем не всегда на наших условиях, а на условиях, которые приблизят нас к тому, о чем мы просили. Нужно сойти с пути, по которому мы идем сейчас, и двинуться в направлении, противоположном нашим желаниям, по пути, конца которого не видно. И как только мы пройдем посвящение, у нас не останется иного выбора, кроме как идти по этому пути, даже если он окажется тяжелым и непрямым.

Ничто не может принести больше пользы человеку, чем собственная активность. Все события жизни определены Провидением, и все они подталкивают нас к собственной активности. Провидение хочет, чтобы мы перестали зависеть от обстоятельств, а стали хозяевами своей жизни. На низшей стадии существования мы являемся детьми случайностей и условий, рабами страха. Наши действия суть реакции – следствия воздействия на нас внешних сил окружающей среды. Мы действуем только так, как нас заставляют. Мы ничего сами не придумываем. Однако внутри нас живет Принцип Силы, который способен преодолеть все наши страхи. Если постичь этот принцип и стать активным человеком, то можно уподобиться богам.

Ни один человек не обладает тем, чего не было бы в вас. Никто не наделен большей, чем вы, духовной или ментальной силой. Никто не в состоянии сделать что-то более великое, чем вы. Концепцию Нового Мышления можно выразить следующими словами:

ВЫ МОЖЕТЕ СТАТЬ ТЕМ, КЕМ ХОТИТЕ СТАТЬ

То, чего мы достигли, и то, чего достичь не смогли, является прямым результатом нашего мышления. В разумно упорядоченной вселенной, где утрата равновесия приводит к полному разрушению, ответственность индивидуума должна быть абсолютной. Наши слабости и силы, чистота и нечистота – все это исключительно наше, а не чье-то еще. Они заключены в нас, а не в ком-то другом. И изменить это можем только мы сами, а не кто-то другой.

Любые наши радости и страдания проистекают изнутри. Мы – то, что мы думаем. Пока мы продолжаем мыслить, мы существуем. Единственный способ возвышения, завоевания и достижения – это возвышение собственных мыслей. Единственная причина слабости, несчастья и неудачи – это отказ от возвышения собственных мыслей.

Любые достижения: в бизнесе, интеллектуальном или духовном мире – результат строго направленной мысли, управляемой тем же законом и тем же методом. Единственное различие – это объект приложения. Тому, кто хочет достичь малого, и жертвовать приходится малым. Тот, кто желает достичь многого, должен жертвовать многим. Ради полноценной богатой жизни мы должны стремиться к тому, что перечислено ниже.

1. Позитивная психологическая установка

Все богатые люди, каким бы ни было их богатство, изначально обладали определенной психологической установкой. Мы должны помнить, что психологическое состояние – это единственное, над чем человек имеет полный и неограниченный контроль. Творец наделил нас способностью контроля только над собственными мыслями. Мы можем придавать им любую форму и наделять любым смыслом. Позитивный настрой – отправная точка любого богатства, материального или духовного.

2. Крепкое здоровье

Полноценное здоровье начинается со здорового сознания, порождаемого разумом, который мыслит категориями здоровья, а не категориями болезни. Кроме того, важна умеренность в привычном питании и разумно сбалансированная физическая активность.

3. Гармония в человеческих отношениях

Гармония в отношениях с другими людьми начинается с отношений с самим собой, о чем говорил Шекспир: «…будь верен сам себе; тогда, как вслед за днем бывает ночь, ты не изменишь и другим». («Гамлет», акт 1, сцена 3, пер. М. Лозинского)

4. Свобода от страха

Именно страхи не дают нам быть полностью свободными. Они – порождение зла. Когда возникает какое-то опасение, нужно найти его причину и устранить ее, прежде чем страх обретет полную силу над вами.

5. Надежда

Высшее счастье обретают благодаря надежде на достижение задуманного.

6. Силы веры

Вера – это связующее звено между нашим сознанием и великим вселенским Бесконечным Разумом. Вера – плодородная почва в саду человеческой души, где можно вырастить любые богатства жизни. Она – вечный эликсир, наделяющий творческую силу и действия импульсами мысли. Вера служит основой всех чудес и тайн, которые нельзя объяснить законами логики или науки. Вера дарует силу, которая превращает заурядную мысль в духовную идею.

Портфолио бедности: краткий обзор

Немного информации для тех, кто любит читать.

Одной из книг, которые рекомендует Марк Цукерберг (более известный как основатель facebook), является книга про финансовые отношения, финансовую грамотность, уровень жизни, финансовое благополучие жителей низших клссов. Эта книга называется «Портфолио бедности».

Авторы книги (Даррел Коллинз, Джонатан Мардок, Стюарт Разенфорд и Орланда Ратвен) провели более 10 лет, изучая финансовую сторону жизни низших классов в Бангладеш, Индии и Южно-Африканской республике. Учёные выяснили, что бедность процветает не в тех регионах, где люди чаще принимают неудачные финансовые решения или вынуждены экономить каждый доллар, а в тех, где у жителей отсутствует доступ к финансовым учреждениям для хранения собственных средств.

Как отмечает сам Марк Цукерберг, «это поразительно: почти половина населения земного шара — около трёх миллиардов человек — живут на $2,50 в день. Ещё 1 миллиард вынужден довольствоваться менее $1 в день. Книга даёт представление о том, что можно сделать, чтобы сделать жизнь этих людей лучше».

22 книги, которые советует Цукерберг

В начале 2015 года основатель Facebook Марк Цукерберг пообещал сам себе читать по две книги в месяц в течение года. «Так я смогу лучше придерживаться медиа-диеты», — написал он. Цукерберг постарался сдержать слово и прочитал действительно много книг за год. «Секрет» знакомит своих читателей с теми книгами, которые понравились основателю Facebook больше всего.

«Мировой порядок»

Генри Киссинджер

В этом году у Марка Цукерберга родилась дочь. Не удивительно, что он и его жена Присцилла Чан много думали о том, как сделать мир, в котором будет взрослеть их ребёнок, лучше, как предотвратить кровопролитные войны и локальные конфликты. В книге «Мировой порядок» Генри Киссинджер, бывший госсекретарь и советник по национальной безопасности США, анализирует состояние современной мировой политики и объясняет, как правительства разных стран взаимодействуют между собой и почему не могут найти компромисс.

«Почему государства терпят неудачи»

Дарон Асемоглу и Джеймс Робинсон

Книга «Почему государства терпят неудачи» — пятнадцатилетнее исследование экономиста MIT Дарона Асемоглу и гарвардского политолога Джеймса Робинсона, опубликованное в 2012 году. Интерес Цукерберга к филантропии в последнее время значительно вырос, как и его собственный капитал. В начале декабря он и его супруга объявили, что жертвуют 99% акций Facebook на благотворительность. Он пишет, что эта книга помогла ему понять истоки глобальной бедности.

Авторы книги утверждают, что экстрактивные экономические институты используют власть только для процветания небольшой группы людей, тогда как инклюзивные создают открытые рынки, позволяющие гражданам тратить свои средства и инвестировать их абсолютно свободно. При этом экономический рост не всегда указывает на долгосрочное процветание государства.

«Рациональный оптимист»

Мэтт Ридли

«Рациональный оптимист» — одна из самых популярных и спорных книг научного журналиста Мэтта Ридли. В книге автор пишет, что рыночная экономика является источником человеческого прогресса, и что развитие человечества ускоряется, когда бизнесу расширяют свободу. Важный тезис, который высказывает Ридли в этой книге — разум человечества един, а не разорван на множество отдельных интеллектов.

Цукерберг счёл, что эта книга — антитеза предыдущей в списке «Почему государства терпят неудачи». «Было интересно, какая идея окажется мне ближе», — говорил Цукерберг.

«Портфолио бедности»

Даррел Коллинс, Джонатан Мардок, Стюарт Разенфорд, Орланда Ратвен

Исследователи Даррел Коллинс, Джонатан Мардок, Стюарт Разенфорд и Орланда Ратвен 10 лет изучали экономику низших классов Бангладеша, Индии и Южной Африки. Авторы сделали открытие, что нищета процветает вовсе не в тех регионах, где люди «не умеют зарабатывать деньги или распоряжаться ими». Как правило, она возникает там, где люди не имеют доступа к услугам финансовых учреждений.

«Невероятно, что почти половина населения планеты — 3 млрд человек, живут на $2,50 в день или ещё меньше. Надеюсь, что эта книга даст мне некоторое представление о том, как мы можем им помочь и сделать их жизнь хоть немного лучше», — пишет Цукерберг.

«Проблема трёх тел»

Лю Цысинь

Китайский научно-фантастический роман, впервые опубликованные в 2008 году, получил несколько престижных премий. Действие разворачивается происходит в период Культурной революции Мао Дзэдуна и начинается с того, что инопланетная раса планирует вторгнуться на Землю после того, как китайское правительство тайно посылает сигналы в космос. Цукерберг выбрал эту книгу, чтобы отдохнуть от научных трудов, которые он читал ранее.

«Геном»

Мэтт Ридли

В «Геноме» Ридли описывает эволюцию генов. Это достаточно старая научно-популярная книга, впервые она была издана в 1999 году. «Книга рассказывает историю человечества с точки зрения генетики, а не социологии. Это очень дополняет другие большие истории, которые я изучал в этом году», — говорит основатель Facebook.

«Мукаддима»

Ибн Халдун

«Мукаддима» — исторический труд, написанный в 1377 году арабским историком и философом Ибн Халдуном. В трактате исследователь объясняет, какими должны быть функции государства (охрана закона и порядка, способствование хозяйственной деятельности, защита имущественных прав, торговых путей, мира и стабильности) и систематизирует знания о функциях экономики. Он много пишет о разделении труда, как о важной предпосылке образования экономического излишка. Революционный подход Халдуна утвердил его в качестве одного из отцов социологии и историографии.

«Многое из того, во что люди верили 700 лет назад, было опровергнуто, но очень интересно узнавать, как люди мыслили и что понимали уже тогда», — считает Цукерберг.

«Многообразие религиозных опытов»

Уильям Джеймс

«Многообразие религиозных опытов» — собрание лекций американского философа и психолога о религиозном сознании и механике использования религии в качестве объяснения всего происходящего. «Мне захотелось получше узнать о значении религии для человечества», — объясняет свой выбор Цукерберг.

«Новый Джим Кроу»

Мишель Александер

Мишель Алексендер — профессор права в Университете штата Огайо. Он изучает последствия реформы уголовного правосудия и доказывает в своей книге, что ярая борьба с наркотиками привела к тому, что тюрьмы переполнены чернокожими мужчинами. Когда они выходят на свободу, к ним начинают относиться как к людям второго сорта, им трудно найти работу, а это неизбежно ведёт к повторным нарушениям закона.

«Мне была интересна реформа уголовного правосудия, тем более мне эту книгу посоветовали два человека, которым я доверяю», — говорит Марк Цукерберг.

«Конец власти»

Мойзес Наим

Книга бывшего исполнительного директора Всемирного банка, старшего сотрудника Фонда Карнеги Мойзеса Наима исследует авторитарные системы, в том числе корпорации и военные структуры и правительства, которые тем или иным образом передают власть индивидуалистам. «Я верю, что нужно предоставлять людям намного больше власти», — пишет Цукерберг.

«Корпорация гениев: Как управлять командой творческих людей»

Эд Катмулл

Один из основателей студии Pixar Эд Катмулл написал историю создания компании. По его словам, одна из самых главных ошибок, которую может совершить предприниматель — подавить креативность сотрудников. «Мне нравится читать о том, как создавались великие компании, особенно, если это истории, рассказанные самими основателями», — пишет Цукерберг.

«Лучшее в нас»

Стивен Пинкер

Стивен Пинкер — исследователь, он занимается когнитивной лингвистикой и психологией. В книге «Лучшее в нас» (2011 год) он пишет о том, насколько лучше стал мир вокруг по сравнению с тем, каким он был несколько веков или даже всего лишь несколько десятилетий назад. Приводя данные исследований и рисуя различные графики, он доказывает, что уровень насилия в мире уменьшается, и человечество движется к светлому будущему. Книгу Пинкера рекомендует прочесть не только Цукерберг, но и Билл Гейтс.

«На страже иммунитета»

Эула Бисс

На фоне кампании против вакцинации, которая активно разворачивается в США и ЕС, Цукерберг прочёл научно-популярное исследование об иммунитете и пришёл к выводу, что наука поощряет прививки. «Ясно, что прививки работают и имеют важное значение для здоровья каждого в нашем сообществе». При этом он добавляет, что эту книгу ему рекомендовали многие работники здравоохранения. «Книга объясняет, почему люди сомневаются в безопасности вакцинации, но авторы с логической точки зрения отвергают эти опасения», — добавил он.

«Игрок»

Иэн Бэнкс

Ещё один научно-фантастический роман в библиотеке Цукерберга, выпущенный в 1988 году и ставший классикой жанра. Его автор Иэн Бэнкс фантазирует о том, как изменилась бы цивилизация, если бы искусственный интеллект превзошёл в развитии человека. «Игрок» —одна из любимых книг гендиректора Tesla Илона Маска из-за необычного взгляда на эволюцию технологий.

«Месть Оруэлла»

Питер Хубер

Научный сотрудник Манхэттенского института политических исследований Питер Хубер в 1994 году опубликовал неофициальное продолжение романа «1984» Джорджа Оруэлла, когда интернет и телекоммуникационные технологии только начали входить в повседневную жизнь. В книге говорится о цивилизации, которая пытается освободиться от созданных ею и поработивших её же технологий.

«Энергия: руководство для начинающих»

Вацлав Смил

Опубликованная в 2006 году книга «Энергия» почётного профессора географии и науки об окружающей среде Манитобского университета (Канада) начинается с объяснения термина «энергия», а затем переходит к более сложным предметам, в том числе к попыткам создать более эффективные и экологически чистые виды топлива. «Книга исследует важные темы: как работает энергия, как наши действия влияют на климат и экологию», — поясняет Цукерберг. Вацлав Смил — один из любимых авторов Билла Гейтса.

«Контакт с Китаем»

Генри М. Полсон-младший

Цукерберг увлечён изучением китайской культуры. Он уже может говорить на мандаринском диалекте китайского языка и в качестве одной из долгосрочных целей поставил себе задачу убедить правительство Китая разрешить гражданам страны пользоваться соцсетью Facebook. Поэтому в 2015 году он прочёл несколько книг об этой стране, в том числе исследование бывшего министра финансов США «Контакт с Китаем». В ней Полсон исследует влияние Поднебесной на мировую экономику.

«За последние 35 лет Китай пережил одно из самых больших экономических и социальных преобразований в истории человечества. Сотни миллионов людей вышли из-за черты бедности. По многим показателям власти Китая сделали намного больше, чем остальной мир», — восхищается Цукерберг.

«Рациональный ритуал»

Майкл Сук-Янг Че

Цукерберг считает, что это книга экономиста Майкла Сук-Юнга Че поможет читателям узнать, как лучше использовать социальные медиа. «Эта книга о концепции «общего знания» и о том, как люди воспринимают мир — не только на основе собственных мыслей, но и на основании чужих мнений», — считает Цукерберг.

Журналисты Business Insider добавляют, что идеи Че могут показаться сложным, но, по сути, это книга по психологии взаимодействия людей в общественных системах и том, как они используют эти схемы и ритуалы для формирования собственной индивидуальности.

«Фабрика идеи: Bell Labs и великая эпоха американских инноваций»

Джон Гертнер

Жители Кремниевой долины могут возмутиться, но журналист Джон Гертнер в своей книге утверждает, что золотой век инноваций в Америке прошёл в период с 1920 по 1980 годы в стенах корпорации Bell Labs. В «Фабрике идеи» он рассказывает о самых значительных изобретениях ХХ века, в том числе факс-машинах, телевизионного трансмиттера и мобильных технологий. Какими бы не были сейчас гениальны новые устройства, своё зарождение они получили именно в Bell Labs, считает автор.

«Sapiens: Краткая история человечества»

Юваль Ной Харари

Впервые опубликованная в 2014 году, книга профессора Еврейского университета в Иерусалиме Юваля Ной Харари «Sapiens: Краткая история человечества» сразу стала бестселлером года. Автор показывает историю эволюции человека из охотника в «самопровозглашённого бога». «После книги «Мукаддима» очень интересно прочитать, как современные люди отвечают на те же вопросы, которые задавались ещё в 1300-х годах», — писал Марк.

«Главарь банды на день»

Судхир Венкатеш

Профессор социологии Колумбийского университета Судхир Венкатеш в 1990 году провёл радикальный эксперимент, в рамках которого внедрился в криминальную банду в Чикаго.

Цукерберг говорит, что книга очень вдохновляет его на коммуникацию с абсолютно разными людьми, не смотря на ограничения в виде экономических или культурных барьеров. «Чем больше мы говорим о наших мыслях, тем сильнее мы сочувствуем друг другу и уважаем права окружающих», — добавляет он.

«Структура научных революций»

Томас Кун

Если когда-нибудь физик решит написать книгу по философии, то получится «Структура научных революций», пишет издание. С момента первой публикации в 1962 году книга стала одной из самых цитируемых научных книг всех времён из-за взгляда на эволюцию науки и её влияния на окружающий мир. Цукерберг считает, что знание о том, как научные прорывы являются катализаторами для социального развития, может принести очень много полезного.

Секрет фирмы

Книжная полка Марка Цукерберга — часть вторая

Материал редакции

«Почему государства терпят неудачи», Дарон Аджемоглу и Джеймс Робинсон

В книге, впервые опубликованной в 2012 году, собраны результаты 15 лет исследований экономиста Массачусетского технологического института Дарона Аджемоглу и политолога из Гарварда Джеймса Робинсона.

Авторы предлагают собственную теорию национального неравенства, в основе которой лежит идея «инклюзивности» и «экстрактивности» различных стран. Первые государства создают открытые рынки и предоставляют гражданам возможность тратить и вкладывать собственные средства, а вторые — сосредотачивают власть и средства в руках ограниченного числа людей, решая их проблемы и задачи. Экономический рост, считают Аджемоглу и Робинсон, не всегда является показателем процветания в долгосрочной перспективе, так как его могут показывать и инклюзивные, и экстрактивные экономики.

По словам Цукерберга, он прочёл эту книгу, чтобы лучше разобраться в причинах бедности некоторых народов.

«Рациональный оптимист», Мэтт Ридли

Книга «Рациональный оптимист» была впервые опубликована в 2010 году. По словам редакции издания Inc, она является одной из самых известных, и в то же время одной из самых спорных книг Мэтта Ридли. В ней автор выдвигает идею о том, что рынки — двигатель прогресса, и чем более открытыми они остаются, тем быстрее развивается человечество.

По словам Цукерберга, теория, представленная Ридли, противоположна идеям из книги «Why Nations Fail». «Интересно наблюдать, как проявляют себя эти идеи», — говорит основатель Facebook.

«Портфолио бедности», Даррел Коллинз, Джонатан Мардок, Стюарт Разенфорд и Орланда Ратвен

Исследователи Даррел Коллинз, Джонатан Мардок, Стюарт Разенфорд и Орланда Ратвен провели более 10 лет, изучая финансовую сторону жизни низших классов в Бангладеш, Индии и Южно-Африканской республики. Ученые выяснили, что бедность процветает не в тех регионах, где люди чаще принимают неудачные финансовые решения или вынуждены экономить каждый доллар, а в тех, где у жителей отсутствует доступ к финансовым учреждениям для хранения собственных средств.

«Это поразительно: почти половина населения земного шара — около трёх миллиардов человек — живут на $2,50 в день. Ещё 1 миллиард вынужден довольствоваться менее $1 в день. Книга даёт представление о том, что можно сделать, чтобы сделать жизнь этих людей лучше», — пишет Марк Цукерберг.

«Мировой порядок», Генри Киссинджер

В своей книге бывший советник по национальной безопасности США Генри Киссинджер анализирует, как разные страны в течение веков по-разному интерпретировали концепцию политической силы, и как порой насильственным путём современная глобальная экономика приводит их к одному.

По словам Цукерберга, книга рассказывает о том, как можно построить мирные отношения во всём мире.

«Многообразие религиозного опыта», Уильям Джеймс

«Многообразие религиозного опыта» — набор лекций, в которых американский философ исследует религиозное сознание и то, как разные люди осмысливают религию, делая её источником жизненной энергии и целей. По словам Марка Цукерберга, он решил прочесть эту книгу после изучения труда Sapiens, в котором его заинтересовала глава о роли религии в жизни человека. «Мне захотелось углубиться в эту проблему», — говорит предприниматель.

«Начало бесконечности», Дэвид Дойч

Дэвид Дойч — британский физик. В книге «Начало бесконечности» излагает собственные идеи относительно человеческого познания. Он рассматривает большинство областей человеческой жизни — от искусства до политики — с точки зрения науки. По мнению Дойча, человеческий потенциал бесконечен, и сейчас учёные стоят в самом начале пути познания мира.

«Геном», Мэтт Ридли

Мэтт Ридли — единственный автор, сразу две книги которого попали в список Марка Цукерберга. В произведении, впервые опубликованном в 1990 году, Ридли рассматривает эволюцию человеческих генов и развитие генетики. «Эта книга рассматривает историю человечества с точки зрения генетики, а не социологии. Она дополняет другие труды, которые я прочёл в 2015 году», — отмечает Марк Цукерберг.

«Проблема трёх тел», Цысинь Лю

Научно-фантастическое произведение, которое описывает вторжение на Землю инопланетной расы, спровоцированное экспериментом китайского правительства (в ходе секретного проекта «Красный берег» в космос тайно отправлялись радиосигналы). По словам Цукерберга, книга показалась ему интересной и позволила отвлечься от более «тяжёлого» материала, который он изучал в течение года.

«Игрок», Иэн Бэнкс

Эта книга — одно из любимых произведений не только Марка Цукерберга, но и генерального директора Tesla и SpaceX Элона Маска. Автор представляет, как выглядела бы цивилизация, если бы человек смог разработать технологию, которая не только обеспечивала бы все его нужны, но и превзошла его в возможностях.

«Энергия: руководство для начинающих», Вацлав Смил

Вацлав Смил — один из любимых авторов основателя Microsoft Билла Гейтса. Сначала Смил объясняет, что из себя представляет энергия, а затем раскрывает более сложные вопросы — например, объясняет, в чём состоит задача создания более эффективных и экологически чистых видов топлива.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *